6737

Губит людей вода

Как расследование громкого уголовного дела, затянувшееся более чем на 20 месяцев, принесло огромные убытки невиновным

Губит людей вода

В середине ноября на страницах газеты “Время” было опубликовано большое интервью бывшего вице-министра энергетики Гани САДИБЕКОВА, более 20 месяцев находящегося под следствием. Высокопоставленный чиновник рассказал свою версию, по какой причине антикоррупционная служба более полутора лет не может завершить расследование, - органам просто не удалось найти доказательства вины госслужащих, проходящих по этому делу в качестве подозреваемых (см. “Борцы с коррупцией не умеют признавать свои ошибки!”, “Время” от 13.11.2019 г.).

Сразу после опубликования этого материала на связь с редакцией вышли представители ТОО “Аймак и К”. Именно эта компания выступает генеральным подрядчиком по очистке озера Карасу, где, по версии следствия, были похищены миллиарды тенге. Явно затянувшееся расследование серьезно ударило по компании, признается генеральный директор Асет ХУДАЙБЕРГЕНОВ.

- Я приступил к работе в качестве директора ТОО “Аймак и К” 15 мая 2018 года, - начинает разговор Асет Ширинханович. - На тот момент предыдущий директор Даурен

ДУАНБЕК находился в следственном изоляторе, банковские счета фирмы были арестованы, в офисе отсутствовали оргтехника, документы и даже печать, сотрудники увольнялись из-за задержек заработной платы.

- Поскольку я имею высшее юридическое образование, передо мной была поставлена задача представлять интересы компании в государственных органах, в первую очередь правоохранительных, постараться продолжить реализацию имеющихся проектов, сохранить договорные отношения с контрагентами, - продолжает генеральный директор “Аймак и К”. - Постепенно я стал вникать в сложившуюся ситуацию. Комментировать ход уголовного дела в отношении бывшего директора ТОО “Аймак и К”, а также давать правовую оценку его действиям я не могу, это прерогатива следственных и судебных органов. Но считаю: раз следствие затянулось на 20 месяцев, то это говорит о многом. Да и тот факт, что Генеральная прокуратура уже один раз отправляла дело на доследование, свидетельствует о том, что у следствия есть проблемы с доказательной базой.

- Как ваша компания занялась проектом по очистке озер Щучинско-Боровской курортной зоны?

- Как известно, ТОО “Аймак и К” является генеральным подрядчиком по реализации очистки озера Карасу с 2014 года, компания выиграла тендер, разыгранный Министерством охраны окружающей среды. В 2015-м, когда это ведомство стало частью Министерства энергетики, фирма заключила полноценный контракт.

У компании хватило смелости первой в стране взяться за реализацию уникального инновационного проекта, для которого даже оборудования в Казахстане нет! Компания не жалела средств - по нашему приглашению к нам неоднократно приезжали высококлассные специалисты из России и Германии. В итоге мы решили договориться о долгосрочном сотрудничестве со словацкими специалистами, которые очень серьезно подошли к своим профессиональным обязанностям.

Они не только очищали озеро с помощью дорогостоящей техники, но и провели собственные исследования, взяли пробы воды и ила, чтобы изучить их в одной из ведущих словацких лабораторий. После получения этих данных было установлено, что для работы требуется дополнительное оборудование, которое и было завезено компанией из Словакии. Фирма пошла на дополнительные расходы.

В ходе выполнения работ генеральным подрядчиком и заказчиком выявлялись ошибки в самом проекте, в связи с чем в 2016 году проектно-сметная документация была направлена на корректировку в РГП “Госэкспертиза”.

В декабре 2016-го после утверждения ведомственных нормативов и устранения ошибок проектно-сметная документация получила положительное заключение РГП “Госэкспертиза”. До 1 марта 2018 года работы по очистке озера выполнялись по мере выделения средств из государственного бюджета, качественно и в срок, а до конца 2018-го планировалось закончить очистку озера Карасу.

Как нам сообщили в министерстве, деньги на это были заложены в бюджет, и мы ждали, что как только растает лед, техника снова выйдет на озеро, чтобы завершить работы. Но в марте начались аресты, и проект оказался замороженным.

- Что вы, как генеральный директор, сделали в первую очередь?

- Передо мной была поставлена задача выправить положение в самой компании. Как только я приступил к обязанностям первого руководителя, сразу же начал участвовать в судебном процессе в специализированном межрайонном экономическом суде Нур-Султана.

Дело в том, что РГП “Госэкспертиза”, уже утвердившее измененный проект, отозвало свое положительное заключение на проектно-сметную документацию. Возможно, это случилось под давлением сотрудников антикоррупционной службы, а также из-за громкого резонанса вокруг этого скандала. Министерство энергетики обратилось в суд, чтобы признать действия РГП “Госэкспертиза” незаконными, а наша компания выступала в суде в качестве третьего лица.

Уже в суде выяснились неожиданные, я бы даже сказал, удивительные подробности разработки проекта по очистке озера Карасу.

Как рассказал руководитель проектной организации в лице ТОО “Проектно-конструкторское бюро “Каскад”, для разработки документации необходимо было взять пробы воды и ила из всех трех озер - Бурабай, Щучье и Карасу. Сняв эти показатели, можно было просчитать, какое количество химического реагента потребуется, что за оборудование необходимо использовать и многое другое.

На первых двух водоемах пробы удалось взять без особых проблем, а на Карасу разработчиков просто не пустили, поскольку это режимный объект. В суде даже изучили письмо балансодержателя, где был указан список лиц, посетивших озеро Карасу в период, когда шла разработка проекта. И никого из проектной организации там не оказалось!

Естественно, руководителю проектно-конструкторского бюро Кайрату ИСМАГАМБЕТОВУ был задан резонный вопрос: что за цифры были вписаны в документацию по озеру Карасу? Он ответил, что их взяли по аналогии с озерами Бурабай и Щучье. Но это совершенно разные водоемы! В Карасу самый высокий уровень ила из всех трех озер!

Соответственно, когда наши специалисты приступили к очистным работам, сразу же выяснилось, что расчеты неверны, поэтому и потребовалась корректировка проекта. Почему этот факт игнорируется антикоррупционной службой, непонятно.

В итоге, несмотря на созданный антикоррупционной службой резонанс вокруг дела по очистке озера Карасу, всеобщую истерию государственных органов и чиновников, которые имели хоть какое-то незначительное отношение к этому проекту, экономический суд города Нур-Султана остался объективным, и 28 сентября 2018 года было вынесено решение о признании незаконными действий РГП “Госэкспертиза” по отзыву положительного заключения на проект по очистке озер. Апелляционная инстанция оставила это решение в силе.

То есть первоначальную задачу мы решили и уже доказали в суде, что проводили работы в строгом соответствии с утвержденными государственными органами нормативами.

- Как эту историю восприняли ваши зарубежные партнеры?

- Они в шоке. Словаки работали по утвержденным госорганами нормативам. О каком хищении может идти речь?.. Но хуже всего, что завезенное подрядчиком оборудование весь 2018 год простояло на прибрежной территории озера Карасу, поскольку все работы были остановлены.

Тогда даже не стоял вопрос о продолжении очистки - счета арестованы, бывший руководитель в СИЗО, Министерство энергетики вернуло выделенные на очистку Карасу деньги в бюджет.

Но даже несмотря на сложную ситуацию, словацкие специалисты были готовы в интересах следствия показать полный цикл производства работ, чтобы борцы с коррупцией увидели, как очищается озеро.

Однако сотрудники антикоррупционной службы наотрез отказались от предложения словаков. В результате словацкой компанией было принято решение вывезти оборудование с территории Республики Казахстан, о чем они уведомили правоохранительные органы.

Но когда наши зарубежные партнеры получили разрешение попасть на территорию озера, выяснилось, что словацкое оборудование разграблено и растащено! Обесточена высокотехнологичная компьютерная система управления оборудованием, похищен дорогостоящий специфичный медный кабель... В итоге нанесенный ущерб иностранному парт­неру был оценен в десятки тысяч евро.

И все это случилось из-за отсутствия должного контроля со стороны антикоррупционной службы.

- И как вы отреагировали?

- В рамках правового поля было подано заявление в полицию Бурабайского района Акмолинской области, однако сотрудники полиции проявили полное бездействие и халатность. Они даже не выезжали на место происшествия, не было проведено ни одного следственного действия!

ТОО “Аймак и К” письменно обратилось в прокуратуру Акмолинской области с жалобой на действия полицейских. Надзорный орган даже привлек к дисциплинарной ответственности следователя, а в адрес Бурабайского РОВД направил указание о проведении необходимых следственных действий, но полицейские на озеро так и не выехали.

На сегодняшний день уголовное дело приостановлено, виновные в краже не установлены. В результате ТОО “Аймак и К” возместило ущерб словацкому подрядчику, а также оплатило все расходы по транспортировке оборудования из Казахстана в Словакию. При вывозе этой техники выяснилось, что разграблено и оборудование, принадлежавшее нашей компании.

- Тоже наверняка очень дорогое?

- Повреждена техника немецкого производства стоимостью 4,8 миллиона евро. Оборудование разграблено и обесточено, похищены системы управления, часть оборудования, которую злоумышленники не смогли разобрать и вывезти, варварски разбита. Мною также было подано заявление в полицию Бурабайского района.

До сегодняшнего дня, то есть спустя более полугода, полицией не принято мер по установлению лиц, причастных к краже, не проведено ни одного следственного действия. Я хочу подчеркнуть: данное оборудование признано вещественным доказательством и приобщено к материалам уголовного дела. Согласно нашему законодательству орган, проводящий расследование, обязан обеспечить сохранность вещдоков до окончания следствия.

Однако антикоррупционная служба не предприняла никаких мер для сохранности имущества, принадлежавшего ТОО “Аймак и К”, в результате компания понесла огромный ущерб. Но кто его будет возмещать, если следствие более полутора лет не может установить, было хищение или нет?

- Как бы вы оценили ситуацию сегодня: может ли ваша компания завершить очистные работы на озере Карасу?

- Я не вижу каких-либо препятствий для завершения очистки озера Карасу в 2020 году. Есть проектно-сметная документация, действующее положительное заключение государственной экспертизы. Есть генеральный подрядчик, имеющий соответствующий опыт. К тому же буквально на днях глава государства во время рабочей поездки в Акмолинскую область поднимал вопрос о необходимости очистки озер.

Но в то же время мы столкнулись со странным отношением госорганов. Договор государственных закупок, заключенный между ТОО “Аймак и К” и Министерством энергетики, истек 31 декабря 2018 года. Мной в предусмотренные сроки были предприняты меры по продлению сроков действия соглашения, направлено письмо в Минэнерго с предложением продлить срок до конца 2019 года. Согласно полученному ответу реализация проекта по очистке озер Бурабай, Щучье и Карасу передана в ведение акимата Акмолинской области.

В связи со сменой заказчика я письменно обратился в управление природных ресурсов и регулирования природопользования с предложением заключить с нами дополнительное соглашение к основному договору для завершения оставшегося объема работ.

Однако из-за сложившегося резонанса в масштабах нашей страны чиновники всячески уклоняются от заключения с нами соглашения, ссылаясь на то, что идет расследование уголовного дела. Есть ощущение, что они просто боятся брать на себя ответственность, поскольку запуганы действиями антикоррупционной службы вокруг нашего проекта.

Мы были вынуждены обратиться в суд, чтобы понудить госорганы заключить допсоглашение, но суды Акмолинской области нам отказали, хотя закон “О государственных закупках” допускает продление действия договора, если в указанный срок работы завершить невозможно по независящим от сторон причинам. То есть расследование уголовного дела забуксовало более чем на полтора года, а наше предприятие из-за этого терпит огромные убытки!

- Получается, пока суд или прокуратура не поставит точку в этом громком деле, поручение президента об очистке озер не будет исполнено?

- Я отвечу так: в рамках уникального инновационного проекта завершить очистку может только ТОО “Аймак и К”, поскольку наша компания владеет необходимым оборудованием и обладает соответствующим опытом. Более того, именно мы согласно законодательству должны завершить работы, поскольку являемся генеральным подрядчиком.

Но в то же время есть и какая-то сила, препятствующая тому, чтобы закончить очистку Карасу. Возможно, это лоббирование интересов другого подрядчика или управление природных ресурсов и регулирования природопользования Акмолинской области и местные суды просто запуганы резонансом, созданным антикоррупционной службой. Мы ведь лишь просим продлить срок действия договора госзакупок, так как он является связующим звеном между ТОО “Аймак и К”, озером Карасу и заказчиком.

Мы понимаем, что, пока нет итогового решения по уголовному делу, очистка озера Карасу будет приостановлена. Но законодательство РК предусматривает возможность продлить заказчиком срок действия договора в случае возбуждения уголовного дела, связанного с исполнением договора государственных закупок. То есть чиновникам Акмолинской области надо просто действовать в рамках законодательства.

В ответе правительства, которым мы располагаем и который суды Акмолинской области не принимают во внимание, четко и ясно указано, что проектно-сметная документация передана акимату Акмолинской области, дальнейшая реализация проекта должна осуществляться ГУ “Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Акмолинской области”, управление природных ресурсов этого акимата стало балансодержателем проекта. Все функции заказчика проекта переданы чиновникам акимата, но суды не признают их заказчиком! В этом вся проблема.

- Но если чиновники боятся, а суды вам отказывают, то что вы собираетесь делать дальше?

- На сегодняшний день у нас осталось право обжаловать в Верховном суде решения судов Акмолинской области. Мы рассчитываем, что судьи кассационной инстанции проявят объективность и независимость.

Кроме того, продолжается диалог с акиматом Акмолинской области. 21 ноября аким этого региона Ермек МАРЖИКПАЕВ провел встречу с населением в формате “единый день приема граждан”, на которую приехал и я со своим вопросом по озеру Карасу. Мне удалось объяснить главе региона сложившуюся ситуацию, в свою очередь он пообещал детально разобраться с поставленными мной вопросами.

В середине декабря этого года запланирована встреча с участием заместителя акима Акмолинской области и профильных специалистов. Мы надеемся, что нас наконец-то услышат и взаимоотношения ТОО “Аймак и К” с госорганами будут приведены в соответствие с законодательством.

Михаил Козачков, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть