Хранитель музыки
Его называют отцом казахской песни и пионером нотной фиксации богатого музыкального наследия казахского народа
В Алматы в Центральном государственном музее РК проходит экспозиция “Дала əуенінің ізімен”, посвященная 150-летию со дня рождения музыковеда-этнографа, композитора, народного артиста Казахстана Александра ЗАТАЕВИЧА. Посетители увидят уникальные документы, фотографии, сборники песен и нотные записи степных мелодий.
Затаевич родился в 1869 году в городе Болхове Орловской губернии в семье польского ссыльного. С 12 лет серьезно занимался музыкой, играл на фортепиано. Хотел поступать в Московскую консерваторию, но у овдовевшей матери не было средств, и Александр вынужден был искать заработок на службе. Он работал в разных областях, но не переставал заниматься, изучать музыку. В 1896 году он случайно знакомится с композитором Сергеем РАХМАНИНОВЫМ, которому показывает свои первые 14 пьес.
- Это знакомство было знаковым для Затаевича, - рассказывает руководитель отдела по хранению фондов ЦГМ РК Маржан ЖУНУСОВА.
- Рахманинов порекомендовал их известному издателю и критику Петру ЮРГЕНСОНУ. В результате фирмой Юргенсона было издано 12 фортепианных и вокальных пьес Затаевича, благоприятно встреченных столичными критиками.
На выставке есть фотография Рахманинова с дарственной надписью Александру Викторовичу, а также переписка с известным французским писателем и знатоком музыки Роменом РОЛЛАНОМ. Он сыграл важную роль в становлении Затаевича как музыковеда. В 1920 году судьба забросила его в Оренбург, где он с головой окунулся в изучение сокровищницы казахского музыкального искусства.
- Александр Викторович ходил за исполнителями буквально по пятам, просил показать мелодии, а сам быстро записывал ноты, - продолжает экскурсию Маржан Жунусова. - Он старался схватить все с первого раза, чтобы не мучить человека. Затаевич много путешествовал по просторам Казахстана. Не пропускал айтысы, свадьбы и все записывал, записывал… Про него даже слагали легенды: “Ходит по степи человек, который с голоса делает какие-то пометки на бумаге, а потом точь-в-точь воспроизводит то, что только что услышал”.
Среди экспонатов можно увидеть раритетные сборники - “1000 песен киргизского народа” (напевы и мелодии), выпущенный в Оренбурге в 1925 году, и “500 казахских песен и кюев” (напевы и инструментальные пьесы), изданный в Алматы в 1931 году. Благодаря его трудам впервые появились характеристики творчества таких видных народных композиторов, как Абай КУНАНБАЕВ, Жаяу Муса БАЙЖАНОВ, Балуан ШОЛАК, а также видных народных исполнителей Габбаса АЙТПАЕВА, Амре КАШАУБАЕВА и других. Кстати, именно по рекомендации Александра Викторовича певец, актер и музыкант Амре Кашаубаев принял участие в этнографическом концерте в Париже, где прославил песенное искусство казахского народа.
У него было большое количество корреспондентов, среди них Каныш САТПАЕВ, Сакен СЕЙФУЛЛИН и другие. Они помогали составить комментарии к песням и напевам, понять суть той или иной мелодии, узнать ее историю.
- Выпустить эти сборники, когда вокруг разруха, голод, было очень сложно, - продолжает экскурсовод. - Во-первых, дорого, а во-вторых, публикация любого издания должна была пройти комиссию. Нужно было собрать отзывы. В витрине рядом со сборниками представлены отзывы музыкальных критиков Ипполита ИВАНОВА и профессора БОГУСЛАВСКОГО. Один из сборников он подарил известному казахскому путешественнику Алиби Джангильдину, но у нас сохранился только титульный лист с дарственной подписью Затаевича. В Центральной библиотеке Алматы хранится рукопись, третий сборник, который Александр Затаевич не успел выпустить.
Сначала музыковед-этнограф не знал казахского языка и общался с народом на пальцах. Через несколько лет он свободно говорил и даже писал на казахском.
- В народе его ласково называли “отец казахской песни”, потому что он был одним из первых собирателей казахских песен и напевов, - говорит Маржан. - Он обращал мелодии и напевы в нотные записи и перекладывал их на фортепианную музыку. Александр Затаевич записал более 2300 образцов музыкального фольклора.
К его коллекции не раз обращались многие композиторы - как его современники, так и музыканты более позднего времени. Например, автор первых девяти казахских опер народный артист Казахстана Евгений БРУСИЛОВСКИЙ и знаменитый композитор Сергей ПРОКОФЬЕВ.
Выставка продлится до конца апреля.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы