2956

Формы без содержания

Как сделать Алматы еще лучше, краше и комфортнее? Мы продолжаем нашу совместную с читателями акцию

Формы без содержания
Фото Владимира ЗАИКИНА

Все чаще алматинцы возмущаются заполнившими город арт-объектами. Или они не понимают современное искусство, или как раз хорошо все видят?

Мы с фотографом воспользовались теплыми днями в южной столице и сбежали из редакции, чтобы прогуляться по городу и запечатлеть так называемые малые архитектурные формы (МАФ). Честно говоря, впечатление было такое, что попали на парад уродцев…

Одно время алматинцы жаловались на то, что в городе явно не хватает небольших, порой забавных или странных скульптур, объектов, которые делают улицы теплыми и душевными. Запрос был услышан, и последние года два нас буквально захлестнула волна творческих и не очень инициатив. В прошлом году состоялся даже фестиваль городской скульптуры, который тоже оставил свой след на улицах города. Чем напомнил знаменитый пленэр скульпторов времен совка, когда в Алматы приехали с десяток мастеров, работали, общались, а после все сделанные работы передали в дар городу. Кстати, в советское время, говорят, была еще одна традиция: малые архитектурные формы сначала делали из бетона - не самого долговечного материала - и, только если они приживались, на их месте ставили металлические копии.

Тот самый ребенок с лицом старика в Центральном парке.

Но вернемся на улицы города. Практически каждый арт-объект, появляющийся в Алматы, вызывает шквал критики, исключение составляет разве что фигура культового лидера группы “Кино” Виктора ЦОЯ. Иногда так происходит оттого, что смысл работы непонятен, иногда не требуется художественного образования, чтобы увидеть бездарность исполнения. Тут в эпитетах горожане не скупятся, могут младенца со стариковским личиком окрестить “прогерийным” (заболевание, вызывающее быстрое старение), стилизованное седло сравнить с экскрементами и т.д. Для некоторых, правда, эпитетов не хватает: что скажешь про русалку в национальном костюме над чешуйчатым хвостом и в саукеле? Чиновники обижаются - вроде стараются для народа, несут искусство в массы, но массы вечно недовольны. А главное, кто может навести порядок, кто установит фильтр для бездарных арт-объектов? Союз художников? Союз дизайнеров? Общественность? Можно говорить, что виноваты во всем чиновники, Но не они же ваяют в мастерских участников парада уродцев…

Казахстанская русалка на пересечении улиц Гоголя - Бузурбаева.

- К сожалению, это наша действительность. Если памятники принимаются и утверждаются комиссией, то малые формы, насколько я знаю, не проходят такую процедуру, они находятся в ведении местной власти, - рассказывает скульптор Аскар ЕСЕНБАЕВ. - Поэтому мы и видим то, что видим. Единственный способ воздействовать - говорить о том, что нам не нравится, сейчас чиновники очень чувствительны к этому.

Искусствовед Елизавета МАЛИНОВСКАЯ настроена менее оптимистично. Она считает, что Союз художников ничего не решает да и не пытается это сделать, что происходит тотальное разрушение города, а мы так и будем жить в этом визуальном мусоре, поскольку никто не спрашивает нашего мнения, а у нас нет способов донести его.

“Семейный портрет” возле Театра им. Мусрепова.

- На самом деле, беда города - это абсолютно бесконтрольное наполнение его МАФ, - считает скульп­тор Эдуард КАЗАРЯН. - Непонятно, кто принимает решения об установке, демонтаже. Кто-то клепает бездарные работы, а кто-то одобряет их. Если нет инструмента отбора или художественного вкуса, наверное, надо ориентироваться на имя автора. Потому что нельзя человека, только получившего диплом, выпускать на улицы города с собственной скульптурой. Имя станет гарантией того, что автор будет дорожить репутацией и не сделает то, за что будет стыдно. А вообще, не должно быть в этом вопросе окончательного решения чиновников, как-то надо привлекать специалистов, коллегиально в спорах приходить к общему знаменателю. Да, город был пустой, сейчас стали появляться арт-объекты, но такое ощущение, что стерлось понимание, что такое хорошо и что такое плохо.

“Украшение” проспекта Аль-Фараби.

От себя вносим предложение: что если создать виртуальную карту города или хотя бы список арт-объектов с указанием названия, автора? Хорошо бы указать цены и желательно историю создания. Мы же развиваем туристический кластер, а туристы любят истории. Может быть, если за каждой фигурой в городе будет стоять фамилия исполнителя, то и авторы, потерявшие анонимность, как-то соберутся с мыслями и не станут делать халтуру.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Мы предлагаем нашим читателям-алматинцам рассказать о том, что их волнует: общественный транспорт, ремонт дорог, замена арыков и бордюров, реконструкция улиц, оборудование перекрестков. Пишите о проблемах, называйте конкретные места и адреса недоделок или неправильных решений, предлагайте пути решения, скидывайте фотографии-фотофакты на электронный адрес: oks-akulova@yandex.ru. Попробуем вместе сделать наш город еще лучше.

Поделиться
Класснуть