2200

Разведанный мир

     Туристы, собираясь в Тянь-Шаньские горы, в глубине души ждут встречи со снежным человеком. Веру в сенсацию подстегивают местные легенды о киiк адаме (человеке-сайгаке), что скачет по здешним скалам словно антилопа. А вот егери и ученые из Аксу-Джабаглинского заповедника в снежного человека не верят и говорят: уж если идти в горы, то за более чудесными открытиями.

В шестидесятых годах прошлого века одна очень уважаемая московская газета опубликовала заметку о том, что в горах Аксу-Джабаглинского заповедника был обнаружен снежный человек. Новость претендовала на сенсацию мирового уровня, если бы не одно “но”. Статья была датирована 1 апреля и была безобидной репортерской шуткой. Однако нашлись те, кто повелся на эту утку и в начале девяностых даже снарядился в экспедицию в Тюлькубасский район. Как и следовало ожидать, поисковики вернулись без жареных фактов.
- Зато красот здешних насмотрелись, - смеется директор РГУ “Аксу-Джабаглинский государственный природный заповедник” Айтбек МЕНЛИБЕКОВ (на снимке). - Не за йети сюда надо приезжать, а за первозданной природой! В этих краях снежный барс водится, рысь, дикобразы, медведи, кабаны, елики (вид косуль. - З. М.). Про синюю птицу слышали? Приезжайте сюда и увидите ее своими глазами.

Чтобы рассмотреть все заповедное великолепие, не хватит и нескольких лет. Однако, по правилам, находиться здесь можно не больше одного дня. Ночевки под запретом. По словам егерей, многие казахстанцы ведут себя в заказнике как сущие варвары.
- Шумят, мусорят, хохотом птиц-зверей распугивают, - сетует Менлибеков. - Во время конной экскурсии посадишь человека на лошадь, а он давай гарцевать, как на байге. Свистит, гикает. Звери от таких буйных людей бегут подальше, а порой и вовсе не возвращаются на прежние места. Иностранцы - совсем другое дело. К нам приезжают туристы из Голландии, Германии, Америки, Японии, Китая, Кореи, и все они уважительно относятся к природе, любовно, бережно.
Чтобы удерживать шальных гостей в узде, в заповеднике разработали специальные правила. Выводить на маршрут одномоментно гид может не более шести-семи человек. Ведь небольшую группу экскурсоводу легче контролировать. Эти меры вынужденные, говорят егери. Подтверждение тому - прошлогоднее ЧП в Сайрам-Угамском заповеднике. Тогда из-за непотушенного туристами костра случился пожар. За два дня пламя выжгло более 50 гектаров леса с арчой, можжевельником, таволгой, выгорели гектары сухостоя. Сумма ущерба составила более полумиллиона тенге.
Нет в Аксу-Джабаглинском заповеднике и урн для мусора. Смотрители зорко следят, чтобы люди уносили его с собой, не оставляя в дикой природе никаких следов пребывания. Это и многое другое позволяет здешним обитателям чувствовать себя хозяевами земли и не бояться человека.

- Бывает, увидишь кабана, а он отойдет на безопасное расстояние и наблюдает за тобой, - говорит эколог Владимир ШАКУЛА. - Так и стоим, разглядываем друг друга. Вообще, сейчас, в осенний период, большая часть зверья находится вверху, в горах. Вниз они спускаются с наступлением холодов, когда ложится первый снег. Вот тогда и можно увидеть животный мир Аксу-Джабаглы во всей красе и многообразии. Правда, немногие туристы решаются сюда приезжать в это время. Холодно, да и далеко по снегу не продвинешься.
Специально для гостей заповедника разработано 10 маршрутов - конных, автомобильных, пеших. Это и путешествие по предгорью и нижнему поясу гор по конной тропе, ведущей к ущелью Талдыбулак, где можно встретить горного козла, косулю, напасть на след тянь-шаньского медведя. Косолапый предпочитает разгуливать по своим владениям в темное время суток, оставляя любопытным туристам метки в виде царапин от огромных лап на деревьях. Таким образом животное указывает сородичам и людям границы своей вотчины.
Для любителей наскальной живописи предусмотрена экскурсия в урочище Бойдаксай и котловину Каскабулак. Высеченные на скалах петроглифы относятся к эпохам бронзы и раннего железа. Путь к ним лежит через живописное озеро Кыз ольген коль. С ним связана красивейшая легенда.
- В далекие времена, когда джунгары после неравных боев одержали победу над жителями этих мест, предводитель завоевателей потребовал, чтобы поверженное племя отдало ему весь свой скот и самую красивую девушку, - рассказывает наш гид и начальник отдела экологического просвещения и туризма заповедника Эльмира ДЖУМАНОВА. - Люди согнали на одной огромной поляне между гор лошадей, как приказал завоеватель, а на другой - верблюдов. Матери, чтобы не отдавать в плен своих дочерей, измазали их лица сажей. Лишь одна красавица не испугалась злодея и согласилась выйти за него замуж, но поставила три условия: свадьба должна быть по обычаям ее народа, супруги никогда не должны разлучаться, а воины мужа должны следовать за ним всегда и везде. Жених согласился. Сыграли свадьбу. А когда подошло время снять покрывало с лица невесты, она потребовала сделать это посередине озера, как того требовал обычай ее племени. Сели они в лодку, а как доплыли до середины озера, начался водоворот, и в этот омут унесло лодку с отважной девушкой, принесшей себя в жертву своего народа, и ненавистным завоевателем. Воины, поклявшиеся следовать за своим вождем, нарушили обет. От страха они полезли на скалы и превратились в птиц. С тех пор в этих краях водится много пернатых. Два поля, где собрали скот для дани врагу, назвали Мынжылкы - “тысяча лошадей” и Туйежайляу - “верблюжье пастбище”, а озеро нарекли Кыз ольген коль - озеро, в котором погибла девушка.
Аксакалы говорят, что во время ветра посередине озера образуется водоворот, и если бросить в него какой-нибудь предмет, то он всплывет в русле речки Аксу.
Менее легендарный, но не менее живописный - каньон реки Аксу. Дорога к нему лежит через крутой и извилистый серпантин. Автомобиль или лошадь (и то и другое предоставляет администрация заповедника) поднимается на совершенно плоское плато, и взору предстает изумительная картина - степные просторы, очерченные по горизонту горными хребтами. Еще минут десять пути - и мы у крутого обрыва. Внизу, под нами, на глубине 500 метров тоненькая голубая ниточка. Это река Аксу, ширина которой не более десяти метров. Сейчас вода в ней бирюзового цвета, но по весне она меняет окраску. Все дело в известняке, который содержится в горной породе. Во время снеготаяния его смывает в реку. Он и дает молочный цвет, оттого река эта и зовется Аксу, что значит “белая вода”.
- Та сторона, где мы с вами находимся, состоит из камней-конгломератов, растительность здесь довольно скудная, - рассказывает наш гид Эльмира. - Зато на левой стороне каньона, от которого нас отделяет 700-800 метров, есть богатый арчовый лес, дикоплодовый яблоневый сад. Ближе к воде заросли дикой вишни, реликтовое железное дерево, кустарники. К концу осени здесь можно увидеть медведей, косуль, маралов и других животных. 
Чтобы рассмотреть все это вблизи, туристам нужно еще полтора часа спускаться вниз к реке по тропе. Немногие решаются на это. Смотритель каньона Мейрхан ТОЛЫМБЕК (на снимке) делает замеры температуры, отслеживает жизнь растений, фиксирует перемещение птиц, животных и прочей живности. Таких экопостов у мужчины несколько.

- Еще я слежу за тем, чтобы на мою территорию не зашли браконьеры, - говорит Мейрхан. - Их присутствие выдают следы на снегу, примятая трава и другие отметины. Вместе с другими егерями мы регулярно делаем объезды и если что-то подозрительное замечаем, сразу по рации вызываем подмогу и отлавливаем нарушителя. К счастью, с каждым днем их становится все меньше.
Каньон и все, что с ним связано, достались Мейрхану в наследство от отца, и менять место жительства мужчина не желает. Он мечтает, чтобы сын продолжил его дело. Супруга Мейрхана разделяет его надежды. Айгерим выросла в Шымкенте, но только в горах рядом с мужем поняла, что такое счастье, и ему не помеха ни волки, ни лютая январская стужа, ни изоляция от большой земли.
- Нам хорошо, потому что я, муж, наши дети, эта природа, горы - мы все одно целое, - говорит Айгерим. - Да, здесь нужно работать, но этот труд в радость. Вокруг такой простор, от которого дух захватывает, а весной здесь просто нереально красиво. После белой и однотонной зимы тюльпаны, которых здесь море, превращают все вокруг в настоящую сказку. В городе вы такое увидите?
Тюльпан Грейга является символом Аксу-Джабаглинского заповедника. На карте Тюлькубасского района есть даже название “Шубайкызыл”. В этом месте, что в километре от поселка Кулан, в апреле-мае ровно на две недели 20 га зеленой сопки застилает кровавое пламя ковра. Это ежегодное волшебство происходит благодаря маленьким луковицам, из которых по весне вырастают тюльпаны Грейга. Именно это растение, занесенное в Международную Красную книгу, сделало Шубайкызыл уникальным и принесло ему всемирную славу, которая разрастается с каждым годом. В хорошие времена здесь на один квадратный метр приходилось до 60 цветущих тюльпанов. Однако прожорливые домашние животные и обилие туристов, желающих принести домой охапку красивых луковичных, сократили эти цифры. Если бы в 1977 году местные власти не запретили собирать здесь цветы и пасти скот, сегодня от этого удивительного уголка природы остались бы лишь воспоминания. К счастью, этого не произошло.
- Дикорастущие тюльпаны Грейга, причем в такой плотной концентрации, растут только здесь, - поясняет уникальность Шубайкызыла краевед Майя ХАСАНОВА. - Мы считаем, что именно наша земля, а не Голландия - родина тюльпанов. Судите сами, в Нидерланды их завезли из Турции, а туда они попали в XVIII-XIX веках из Казахстана. Замечательно, что нам удалось уберечь это заповедное место от уничтожения и теперь оно стало нашей визитной карточкой.
Сегодня Шубайкызыл стал местом проведения ежегодного фестиваля тюльпанов. Чтобы принять в нем участие и посмотреть на эту и другие красоты Южного Казахстана, гости съезжаются не только со всего Казахстана, но и со всего мира.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Самата МЫРЗАЛИЕВА, Майи ХАСАНОВОЙ и с официального сайта Аксу-Джабаглинского заповедника, Туркестанская область

Поделиться
Класснуть