Город у озера
Не на всякой карте это крохотное озеро на юге Казахстана можно отыскать. Даже всезнающий Google весьма скуп на информацию о Балыктыколе. Между тем водоем, который неспешным шагом можно обойти за полчаса, на протяжении многих веков был сердцем, наполняющим жизнью эту истощенную зноем и стужей землю.
Сегодняшнее село Балыкты в недалеком советском прошлом именовалось Корниловка, а названо оно было так в память о Герасиме КОРНИЛОВЕ, которого столыпинская аграрная реформа в начале прошлого века закинула на самый юг Казахстана. Герасим работал здесь мирабом, то есть распределял воду по арыкам. Вода в этих краях всегда имела огромное значение, и добросовестное отношение Корнилова помогло увековечить его имя на многие годы. С приходом независимости Казахстана аул переименовали в Балыкты. Это название село получило благодаря соседству с озером Балыктыколь, что в переводе с казахского означает “озеро, где много рыбы”. Здесь действительно много рыбы, вот только ловить ее категорически запрещено. Ведь и озеро, и прилегающая к нему территория - это часть Сайрам-Уганского национального парка, и находятся они под защитой государства. Путь к озеру лежит через огромный яблоневый сад. К слову, Тюлькубасский район славится своими яблоками. Весной здесь от запаха цветущих яблонь и жужжания пчел кружится голова, а по осени земля, как яркий восточный ковер, расцвечена сочными плодами. Их здесь никто не собирает. Спелые, налитые солнцем красные, желтые, зеленые, розовые фрукты хрустят под ногами моих спутников, забрызгивая обувь кисло-сладким соком. Сегодня ветрено, и от воды несет холодком, а озерная гладь подернута рябью.
- Летом сюда приезжают туристы, - рассказывает краевед Майя ХАСАНОВА. - Из Шымкента, из райцентра. Случается, и иностранцы наведываются. Отдыхают, плавают. Правда, долго в воде мало кто задерживается. Она здесь очень холодная. Зимой и летом 4-5 градусов. Все потому, что родники. Их здесь где-то 120-130. Точную цифру никто не знает. Они то появляются, то исчезают, но уровень озера всегда один и тот же.
Несмотря на миниатюрность Балыктыколя, его глубина в некоторых местах достигает 25 метров. Причем вода здесь настолько чистая, что нежнейшие форель и маринка, которые весьма чувствительны к загрязнению и гибнут при малейшем намеке на появление в воде токсинов, живут здесь на протяжении многих веков. Водятся также утки, ондатры и прочая живность. За порядком в этом заповедном уголке следит смотритель Мурат МЫЛТЫКБАЕВ. Он не просто охраняет свои владения от браконьеров и лиходеев, приглядывает за туристами, но и следит за чистотой и жизнью озера. Раз в день Мурат выходит на воду и кормит своих молчаливых питомцев.
- Я это делаю вечером, - рассказывает Мурат. - Во-первых, посетителей уже почти нет, а во-вторых, в это время здесь очень красиво. Я вообще люблю выйти на середину озера на лодке и наслаждаться этой красотой, тишиной. Есть у меня мечта. Старики рассказывают, что в середине прошлого века на берегу Балыктыколя люди нашли зверя невиданного. На кого он был похож, деды не помнят, но говорят, что мужики забросили чудище назад в озеро. С тех пор оно людям не показывалось. Вот этого хозяина озера я и мечтаю увидеть.
Скорее всего, это красивая сказка, рожденная богатой фантазией местных сказителей, и никаких балыктинских Несси в природе нет и не было. Зато в многовековой биографии озера есть одна история, настолько красивая, насколько и похожая на правду. За рассказом о ней мы отправились в расположенное в пятнадцати минутах езды село Шарафкент. Кстати, имя аула разделило здешнюю интеллигенцию на два лагеря. Одни уверены, что свое название поселок получил благодаря виноделию, которым шарафкентцы занимались с давних времен. Шараф, по их мнению, производное от слова “шарап”, что в переводе с казахского означает “вино”. Вот и выходит по этой версии, что Шарафкент - город вина. Однако противники такого прочтения настаивают, что в основе названия аула лежит узбекское слово sharaf - честь, почет, слава. Оба варианта имеют право на существование, ведь и виноград в этих краях выращивается не одно столетие, да и славы этому аулу не занимать.
По одной из версий, на Великом шелковом пути, что пролегал по кыпчакским степям, в V веке возник город Будухкент (в советские времена он был переименован в совхоз имени Чапаева, а позже обрел нынешнее название Шарафкент). К IX-X векам здесь уже стоял крупный и современный по тем меркам город. Археологи здесь поработали дважды. В первый раз это было в конце сороковых годов прошлого столетия, второй - в 1987-м.
Обнаруженные здесь артефакты стали настоящей сенсацией - уж если не для ученых, то для местных историков и патриотов точно. Высокие стены из обожженного кирпича, целый квартал с ремесленными мастерскими и жилым блоком, монетный двор, гончарные печи для керамики, огромные жернова для перемола зерна, домашняя и кухонная утварь, женские украшения, хумы для хранения вина, кувшины, масляные светильники, музыкальные инструменты. Часть находок разошлась по музеям страны, а часть оказалась в школьном историко-краеведческом музее.
- Многие из гостей поражаются, что такие уникальные экспонаты хранятся в нашей обычной сельской школе, в которой учатся всего 145 детишек, - говорит директор школы аула Шарафкент Акылсеит АЙДАГАРАЕВ. - Весь секрет в людях. Каждый житель нашего аула с большим трепетом относится к истории края. В музее много экспонатов, которые случайно откопали на своих огородах шарафкентцы. Они несут свои находки к нам в школу, особенно после того, как мы отстроили новое здание, а взамен не требуют ничего. Они просто душой болеют за наш аул. Я не хочу говорить красивые слова, но вот такое отношение к родной земле, к сохранению ее истории и есть “Рухани жангыру”.
Каждый житель Шарафкента не упустит случая привести гостей, прибывших издалека, в школьный музей, с непременной гордостью продемонстрирует фрагмент древнего водопровода и расскажет легенду.
По этому водотоку в далекие времена поступала в Будухкент живительная влага из Балыктыколя, и именно он стал причиной больших бед жителей старинного города.
- Многие века Будухкент был процветающим и богатым, - делится учитель истории, а по совместительству бесплатный гид, смотритель и директор школьного музея Гульбахрам САРМАНОВА.
- Однако в XIII веке на нашу землю пришел грозный Чингисхан. Многие города он покорил на своем пути, но Будухкент взять не смог. С этим великий завоеватель не смирился и приказал устроить осаду. Он был уверен, что люди, оставшиеся без воды и еды, очень скоро взмолятся о пощаде, но просчитался. Горожане располагали большими запасами всего того, что было необходимо для жизни в изоляции. Блокада длилась три месяца, и горожане могли еще и дальше стоять, если бы не нелепый случай. Один из монгольских воинов, купаясь в Балыктыколе, обратил внимание на воронку, что закручивала воду в центр озера. Солдат нырнул поглубже и увидел водопроводную трубу. Доложил об этом своему военачальнику. Чингисхан распорядился заткнуть эту трубу. Вода перестала поступать в Будухкент, и город пал.
Потом были века падения и взлета Будухкента, но беспощадное время не щадит ни человека, ни камень. От некогда богатого и гордого города не осталось бы даже намека, если бы не... неряшество советских людей. Ученые, отработавшие на объекте пару-другую сезонов, оставили его разрушаться под открытым небом. В котлован, на дне которого красовался Будухкент, местные жители принялись свозить мусор со всей округи. В результате современные бытовые отходы “законсервировали” древнее городище. Сегодня оно похоронено под толщей хлама и сора. Местные власти мечтают о том, что когда-нибудь в эти края снова придут ученые. Тогда руины древнего Будухкента вновь заговорят и откроют нам свои тайны.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Бахытжана ИМАНБАЕВА и из архива школы им. аль-Фараби села Шарафкент, Туркестанская область