3669

Сузак: возвращение к храму

   В официальных документах этот волчий край называется Сузакским районом. Местные же жители именуют эти земли терескей, что в переводе с казахского означает “северная сторона”. Здесь и в самом деле, несмотря на то, что это юг Казахстана, все по-северному сурово. Зима с лютыми морозами градусов в 45-50, лето колючее от непрекращающихся ветров, горы с их скупой растительностью и маловодные реки. Вода всегда имела особый смысл в жизни степняка. Видимо, потому название одной из первых столиц казахского ханства - города древних тюрков Сузака - произошло от суы зак, что означает “сточная вода”. 

   В отличие от известных на весь мир Туркестана и Оты­рара их скромный сосед Сузакский район - настоящая терра инкогнита. Эта земля - Клондайк для археологов, историков, этно­графов. Артефакты и “преданья старины глубокой” здесь буквально на каждом шагу. К примеру, городище Сузак, в котором тюркские племена жили начиная с VI века. Дважды, в VI и VII веках, Сузак оказывался столицей Казахского ханства. В прошлом веке четыре года был районным центром. Однако после подавления сузакского восстания этот статус в 1934 году перешел соседнему Шолак Коргану.
Ровно час езды уходит на дорогу из Шолак Коргана в село Сузак. Однако скучать в пути не приходится. За окном авто мелькают горные кряжи, гребни северо-западного отрога Тянь-Шаня. Легенды о них сузакцы уже много веков передают из поколения в поколение.
- В давние времена была у хана единственная дочь, - рассказывает одну из них наш гид - писатель и этнограф Максат КАРГАБАЙ (на снимке).

- Богатое приданое дал за любимую дочь тот хан. Отправилась она с этим приданым и слугами в дом своего жениха. Чтобы развлечь себя, девушка в пути принялась перебирать подарки отца. Красавица заметила, что среди приданого - чашка, из которой должна есть ее собака, не золотая, а деревянная. Возмутилась тому невеста и вернулась в отцовский дом со словами укора. Услышав их, хан рассвирепел и проклял капризную дочь. В тот же миг превратилась девушка в скалу, а вместе с ней окаменел и весь караван со слугами, верблюдами и табунами скакунов. Вот и назвали это место келиншек тау - гора невесты.

Конечно, есть и научное объяснение происхождения этих горных образований. В начале прошлого века геологи взяли здесь образцы грунта и обнаружили в них высокое содержание оксида фосфора. Благодаря этому появился Каратау­ский фосфоритоносный бассейн, который обеспечивает ценным сырьем промышленный сектор и сельское хозяйство.
Столь прозаичное объяснение сузакцам не по душе. Людям с суровыми лицами и душами романтиков больше по сердцу рожденные богатой фантазией предков сказания и былины.
Пожалуй, нет в этих местах ни одного мавзолея, мазара или мечети, которые оказались бы вне поля зрения мифотворцев. Вот и сравнительно молодая мечеть Шаги-Ахмеда-ишана (ей чуть больше ста лет) уже обросла парочкой красивых историй.
В конце позапрошлого века в густонаселенный тогда аул Сузак на юге Казахстана приехал миссионер из Казани Шаих АХМЕД.
- Он был из ишанов, которые ведут свое происхождение от пророка Мухаммада, - разъясняет нюансы религиозной иерархии этнограф Болат ИСКАКОВ (на снимке).

- В дореволюционном обществе ишаны играли очень важную роль не только в религиозном, но и в общественно-политическом плане. Многие из них выступали в роли идейных лидеров и миссионеров. Шаих Ахмед был одним из них. Приехав из одного из крупнейших городов Российской империи в небольшой казахский аул, Шаих Ахмед первым делом взялся за строительство мечети.
Оно началось в 1870 году и растянулось на долгие 35 лет. Причина долгостроя - нехватка денег, ведь львиная доля расходов лежала на плечах Ахмеда и его семьи. В 1905 году храм открыл свои двери для прихожан. Вот только служить в нем Шаиху не пришлось, он умер за 15 лет до окончания строительства. В память об ишане сузакцы назвали мечеть его именем. Проповеди в ней читали сначала братья Шаиха, потом - дети, после - внуки. Правда, все это было с большим перерывом.
В 1917 году мечеть закрыли. Хотели разобрать ее по кирпичику. Ведь стены в храме были добротные, толщиной в полтора метра, сделанные особым способом. В раствор кроме привычной глины и песка строители добавляли верблюжье молоко. Оно, по их убеждению, придавало материалу особую вязкость и прочность. Из этой же смеси делали и раствор для кирпичной кладки. Кстати, кирпичи эти лепили на заднем дворе мечети и тут же обжигали в специально построенной печи.

- Коммунисты хотели из разобранного кирпича построить школу, - рассказывает сегодняшний имам мечети Султанхан РУСТЕМОВ. - В первый же день один из рабочих сломал ногу, и тогда все люди разбежались, никто больше на эту работу не соглашался. Потом колхозное начальство нашло приезжих шабашников, но в этот момент в Сузак приехал по делам будущий председатель совнаркома
КазССР Нуртас ОНДАСЫНОВ. Он отсоветовал райкомовским сносить мечеть, и они сделали из нее зернохранилище.
Со всех окрестностей свозили в ангар зерно. Однако людям к этим запасам было запрещено даже прикасаться. В противном случае их ждал трибунал и расстрел. В то время по всему Казахстану уже вовсю шла голощекинская конфискация скота и зерна, которая и стала причиной голодомора. Тотальный террор коммунистов, экспроприация продовольствия и запрет уразы (мусульманский пост) вызвали волну народных возмущений, вылившихся в сузакское восстание. В феврале 1930 года группа повстанцев во главе с единогласно избранным ханом Султанбеком ШУЛАКУЛЫ под лозунгами “Долой советскую власть!”, “Да здравствует казахское правительство!” разоружила местную полицию, убила представителей власти. Для подавления мятежников из Ташкента и Алма-Аты были переброшены более двухсот военных. К ним присоединились отряды местных коммунаров. Пять дней между мятежниками и карателями шли ожесточенные бои. Последнее сражение произошло 16 февраля под Сузаком. 400 бунтарей погиб­ли, 200 попали в плен. Окончательно разгромили повстанцев в 1931 году, но преследования инакомыслящих продолжались вплоть до 1938 года.
- Арестованных было негде содержать, и под это дело хотели отдать нашу мечеть Шаги-Ахмеда-ишана, - рассказывает краевед Каргабай. - Однако она была под завязку набита зерном. Транспортировать его было некогда и некуда. В итоге под карцер нашли другое здание, а амбар в мечети простоял вплоть до 1940 года. Потом из него сделали сельский клуб.
В клубе том крутили кино, пели и плясали местные таланты, случалось, заезжали столичные гастролеры. Однако ни артисты, ни зрители никогда не позволяли себе под сводами бывшей мечети опускаться до скабрезностей и богохульства. Во время различных депутатских выборов здесь дислоцировался избирательный пункт. С наступлением независимости Казахстана мечеть Шаги-Ахмеда-ишана вернули верующим. Долго приводить ее в порядок не пришлось. Лишь демонтировали сцену и убрали зрительские кресла. В остальном же за сто лет забвения храм сохранился в первозданном виде.
- Не рассыпался ни один кирпич, - восхищается праправнук Шаиха Ахмеда Арман ХАФИЗОВ. - Крас­ка, которой более ста лет назад был покрыт купол мечети, сохранила ту же яркость и цвет. Несколько лет назад мы решили подреставрировать потолочную роспись, но ни в одном магазине красок, подобных этим, не нашли. Поражаюсь, как дореволюционные мастера добивались такого потрясающего эффекта. Ведь никаких высокоточных приборов, как сейчас, у них не было. К примеру, михраб (ниша, откуда имам читает намаз) они расположили точно по направлению к Мекке. Это при том, что в их времена никто и думать не мог о спутниковых навигаторах и прочих сегодняшних суперсовременных прибамбасах.
Мастера конца XIX и начала XX веков действительно знали свое дело. Даже сработанные ими навесные петли, крючки и рукоятки дверей, впрочем, как и сами двери, выглядят так, будто вчера вышли из-под рук краснодеревщика прошлого столетия. Огорчает местных жителей лишь одно: мечеть Шаги-Ахмеда-ишана с такой непростой биографией, являющаяся шедевром зодчества, до сих пор остается вне поля зрения как историков, так и любителей старины. За последний год гости издалека сюда заглядывали лишь пару раз и то по пути в другие более раскрученные святыни и достопримечательности Сузака.
Ну что ж, стены этого древнего храма переживали и более печальные времена. Они стоят и ждут своего часа, чтобы раскрыть потомкам свои вековые тайны.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора и Максата КАРГАБАЯ, Туркестанская область

Поделиться
Класснуть