3298

Из бревна - конфетку

Болатбек КАЛДЫРОВ делает традиционную казахскую национальную посуду из дерева. Его астау ручной работы ценят за долговечность и оригинальный авторский дизайн.

Болатбек научился ремеслу у братьев и теперь, как самый младший, представляет семейные работы на выставках. К нему часто подходят аксакалы и рассказывают, что испокон веку мужчина заказывал ремесленнику (шеберу) астау, когда узнавал, что его жена ждет ребенка, и блюдо становилось первым приданым. Кстати, многие и сегодня предпочитают деревянную национальную посуду за то, что она лучше удерживает температуру и бешбармак долго не остывает во время традиционных тоев. Подавать в этом деревянном блюде можно не только бешбармак, но и плов, манты или голову барана. В деревянных пиалах чай или бульон тоже долго не остывает, при этом посуда не обжигает руки.
По легенде Чингисхан, который мог позволить себе и золотые чаши, всегда оставался предан дереву и в походы брал деревянные пиалы, оставшиеся от его родителей. Болатбек Калдыров верит не только в практичность, но и в магическую силу дерева, которое оберегает семью и наследников от несчастий.
Мастер до сих пор помнит чаепития за семейным дастарханом в детстве.
- Бабушка подавала чай в деревянных пиалах с орнаментом. Мы знали, что они достались ей от ее матери, - рассказывает Болатбек.
Умение работать с деревом у Калдыровых в крови и передается из поколения в поколение. Еще их прадед был деревянных дел мастером, к которому приходила вся округа.
Цех ремесленников расположен в 120 километрах от Петропавловска в селе Уваковском района Магжана Жумабаева.
- Посуду вырезаем из местной березы, она не дает пище постороннего привкуса, - рассказывает мастер. - Технологии используем, как в древности, только у нас в распоряжении много современных инструментов. Больше всего для изделий подходит нижняя часть дерева - комель. С ним работать тяжело физически, потому что структура ствола в этой части волокнистая, но зато посуда проч­нее и лучше сохраняет тепло. Древесина - материал живой и не всегда имеет идеальную структуру. И если мебель сучки даже украшают, то для посуды нужны стволы без сучка и задоринки. Сканером кусок дерева не просветишь, и поэтому мастер работает практически вслепую. Иногда приходится выбрасывать в брак наполовину готовое астау, если там обнаруживается много сучков.
Иногда ремесленники сами выбирают в лесу дерево для будущего изделия, но чаще пользуются услугами обрабатывающих предприятий. Купленные заготовки сначала кипятят в соленой воде, она выталкивает из дерева воздух, и оно становится прочнее. Береза хотя и идеальный материал для посуды, но очень капризный при сушке - не выносит сквозняка и перепадов температур. Поэтому сушат его в тени, но даже там, если пересушить, дерево трескается.
Самая творческая часть работы - рисунок на внешней поверх­ности посуды. Здесь надо иметь художественный взгляд и усидчивость. У Болатбека Калдырова головы горных архаров и беркутов на краю астау получаются очень реалистичными, окантовку он вырезает в виде орнамента и мифических животных в стиле сакской эпохи. На такие блюда уходит от полутора до двух с половиной месяцев, большую часть времени занимают сушка и резьба. Автор не делает никаких предварительных рисунков - все выполняет исключительно на глаз, поэтому каждый дизайн уникален и неповторим.
Обработка внешней части изделия не менее важна для закрепления узора. Чтобы сделать резной орнамент и рисунок более выразительным, дерево обжигают.
- Сверху астау покрываем пищевым лаком. Материал этот дорогой, но подходит даже для покрытия детских игрушек. На этом нельзя экономить. Увы, некоторые ремесленники применяют лаки для паркета, а они очень токсичны, - говорит Калдыров.
Для обработки внутренней части астау Болатбек использует только специальным образом приготовленный конский жир, чтобы дерево долго прослужило и при этом не имело постороннего привкуса.
- Ни в коем случае не используем растительное масло, оно не может так защитить древесину от проникновения влаги, как жир. Такое астау может разбухнуть в процессе эксплуатации. От выбора покрытия напрямую зависит качество и долговечность изделия, - говорит ремесленник. - Для обработки кумысных наборов мы используем пчелиный воск. С ним работать еще сложнее, чем с конским жиром, он застывает прак­тически мгновенно, поэтому покрывать поверхность надо очень быстро.
В деревянных сосудах кумыс дольше сохраняет свежесть и целебные свойства. Секрет мягкого вкуса кумыса еще и в правильной подаче. Нужно разливать напиток поварешкой с перемычкой - ожау. Она необходима, чтобы кумыс обогащался кислородом и был приятнее на вкус.
Ручная деревянная посуда долговечная, и ее можно передавать из поколения в поколение.
- В музее я видел астау, которому 140 лет. Предки умудрялись делать деревянные астау, имея примитивный инструмент. сейчас у нас в распоряжении есть все для облегчения труда, - говорит мастер прикладного искусства.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Петропавловск


Поделиться
Класснуть