Любовь за кулисами
Валентина ПУДОВКИНА в девятом классе сходила в кинотеатр на фильм “Оптимистическая трагедия” и после этого заявила родителям: “Я буду актрисой!” Но судьба распорядилась по-своему: Валентина Павловна действительно больше тридцати лет своей жизни служит в театре, но пока другие выходят на сцену, она весь спектакль стоит за кулисами - невидимая для зрителей…
Валентина Пудовкина заведует труппой русского драматического театра имени Ф. М. Достоевского. И хотя она не имеет отношения к творческому процессу, без нее не начнется ни один спектакль.
- Проще говоря, я дежурю на сцене, - улыбается Валентина Павловна. - За полчаса до начала спектакля даю первый звонок. Через 15 минут даю второй звонок - это значит, на сцену уже никто не выходит. Запускаем зрителей в зал. Объявляю по внутренней связи: “Внимание! Начало спектакля! Все по местам”. Собираю всех в кучку, чтобы были наготове, чтобы никто не опоздал. После того как ко мне подходит администратор со словами: “Начинайте!”, даю сигнал электрикам и радистам. Спектакль начинается! Я все время на часах. Антракт начался - я отсчитываю: первый звонок, второй, третий. Минута в минуту! У меня нет права опоздать даже на секунду. Актеры могут покурить. А я не могу даже в туалет сходить…
Валентина Пудовкина пришла устраиваться в театр по объявлению в 1972 году. Тогда ей было всего 18 лет. Ее взяли заведующей труппой, а она продолжала в мечтах видеть себя актрисой. Но попытка поступить в театральный закончилась неудачей. Валентина увольняется из любимого театра и поступает в городскую филармонию артисткой разговорного жанра - все равно она добьется своего и выйдет на сцену! Восемь лет колесила по деревням с моноспектаклями.
...Ей было уже за тридцать, а на горизонте так и не появился принц на белом коне. Все изменила одна случайная встреча. Валентина как-то зашла в родной театр посмотреть прогон сказки.
- Зажегся свет. Выхожу из зала, а навстречу идет Анатолий Львович КАРЕЛЬСКИЙ! Мы были давно знакомы. В 1976 году, когда я уже четыре года успела поработать в театре, а он - маститый актер - только приехал в наш город. Мне было 22 года, а ему… 40 лет! Тогда разница между нами в 18 лет воспринималась как пропасть. Анатолий Львович был женат, а ко мне относился по-отечески. После моего ухода из театра мы не виделись 12 лет. И тут эта встреча за кулисами… Не знаю, может, сыграла роль ностальгия по прежнему составу труппы. Мы так сердечно обнялись, так долго разговаривали по душам, что просто не смогли расстаться…
Но даже в жизни любимого мужчины ей не суждено было сыграть главную роль. Встречи украдкой не продлились и года, как Валентина с радостью поняла, что станет мамой.
- Когда пошла сообщать ему о своей беременности, на мне были блузка и юбка из белого гипюра. Анатолий Львович улыбнулся: “Ты, как невеста!” Когда же все узнал, помрачнел: “Зачем тебе это надо?” Я сказала, что мне 33 года, что не хочу остаться одна как перст. “Ребенок - самое большое счастье!” - сказала я.
К чести Анатолия Карельского, он не стал уговаривать ее сделать аборт. Но отношения охладели, а потом и вовсе сошли на нет. После роддома Валентина Павловна с дочкой Ксюшей вернулась в тесную квартирку к своим стареньким родителям, где с большим трудом удалось найти место для детской кроватки.
- Конечно, мне было больно. Но я никогда не осуждала Анатолия Львовича. Он был женат на актрисе старше его. Для обоих это был не первый брак. У них не было совместных детей. Но для Карельского его супруга и ее престарелая мама стали настоящей семьей. Он не мог их бросить, не мог разрушить их мир… - вздыхает Валентина Павловна.
Задумываются ли мужчины над тем, в каком возрасте их брошенные дети впервые спрашивают: “Где мой папа?” Ксюша задала этот вопрос маме в год и десять месяцев.
- Я отвечаю: “В театре”. Ксюша мне: “А что он там делает?” - Я: “Играет”. Когда ей было чуть больше двух лет, мы пошли в театр на сказку. Я говорю: “Смотри, сейчас на сцену выйдет дяденька. Это и есть твой папа!” Потом, когда я вернулась в театр после декретного отпуска, часто брала Ксюшу на работу. Она узнавала папу, но не подавала виду. Не по годам умная девочка знала, что это наша тайна, - с грустной улыбкой вспоминает Валентина Павловна.
Талантливый актер и режиссер Анатолий Карельский был сложным человеком со своими недостатками и вредными привычками. Но его душа не очерствела - пришел момент, когда в нем все-таки пробудились отцовские чувства.
- Разговариваю с Анатолием Львовичем в своем кабинете, а рядом Ксюшка крутится. Тут понимаю, что он меня не слышит. Его взгляд не отрывается от дочки. А в глазах - слезы… Заходит, обязательно что-то передает для Ксюши - костюмчик, купальник, колготки… А иногда как притянет ее к себе, прижмет и отпускать не хочет! Мы стали снова встречаться, понятно тайком. Я больше всего боялась не огласки, не осуждения коллег, не скандалов - страшно было травмировать жену Анатолия Львовича. У нее умерла мама, а сама она тяжело болела. Я не знаю, может, она что-то подозревала... Как-то спрашивает: “От кого родила?” А я ей: “Дочь у меня Ксения Александровна”. А должна быть Анатольевной…
Только после смерти законной супруги Анатолий Карельский смог соединиться со своей “подпольной семьей”. Ксюше тогда было восемь лет. Но не прошло и года, как на девочку свалилось горе - только что обретенный отец ушел из жизни…
- Сердце не выдержало последствий инфаркта, который он перенес на ногах. Но даже этот неполный год подарил самые яркие детские воспоминания моей дочери. Она до сих пор с улыбкой вспоминает, как вместе с папой чинила туалетный бачок, смотрела телевизор и ходила за покупками. И ее нисколько не смущало, что продавцы принимали их за дедушку с внучкой…
Анатолий Карельский так и не узаконил отношения с матерью Ксюши. Не хватило времени. Но зато успел признать дочь, дать ей свое отчество и фамилию. Ксения Анатольевна Карельская унаследовала квартиру отца и по-прежнему живет там с мамой. Их просторная двушка на третьем этаже сталинского дома - обветшавшего и запущенного. Последние пять лет мать с дочерью вынуждены тратить громадные суммы на ремонт, а ему нет конца. Только перекрыли крышу над своей квартирой, как прорвало трубы под домом, и все жильцы в мороз остались без тепла. Валентину Павловну часто спрашивают: “Почему не найдете другое жилье?” Она только вздыхает: “Здесь все напоминает об Анатолии Львовиче. Пусть недолго, но мы все же здесь ощутили себя одной семьей...”
Захожу в зал и как будто оказываюсь… в декорациях спектакля по Достоевскому! На потолке огромные дыры, зияет обрешетка штукатурки - последствия протекающей крыши. Серые, полинявшие стены. А на вешалке платья барышни XIX века…
- Недавно поменяли трубы отопления, откладываем деньги на ремонт потолка и стен, - смущенно улыбается Валентина Павловна.
А старинные платья - это сценические костюмы ее дочери, которые она сшила за свой счет. Да, Ксения Карельская - актриса! Ее жених Дмитрий АСЛАНОВ - тоже актер.
- Я не хотела, чтобы Ксюша работала в театре. Уж слишком здесь тяжело ранимым людям, - говорит Валентина Павловна.
Ксения улыбается:
- Как могло быть по-другому? Я же ребенок театра! Это мой второй дом. Я впервые вышла на сцену в 12 лет в спектакле “Эти свободные бабочки”…
- Удивительно, но я ходил с родителями на этот спектакль и запомнил Ксюшу! - рассказывает Дмитрий. - Мне тоже было 12 лет. Уже после окончания местного университета по специальности “менеджемент” понял, что пошел не той дорогой. В поисках себя зашел в театр. Когда увидел Ксюшу, сразу ее узнал. Тогда и понял - пришел туда, куда надо!
Ксения и Дмитрий не только вместе работают в русском драматическом театре им. Ф. М. Достоевского, но и учатся у одного мастера на заочном отделении Екатеринбургского театрального института.
А недавно Валентина Павловна вышла на сцену: в литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского в постановке “Белые ночи” она играла вместе с Ксюшей и Димой.
- Я играла ту самую слепую бабушку, которая прикалывала булавкой к своей юбке героиню! Пусть это не главная роль, но я счастлива! - радуется Пудовкина.
Милана Гузеева, фото из личного архива Валентины ПУДОВКИНОЙ, Семей