1284

Превратности выбора

23 февраля в Алматы состоялась премьера спектакля-манифеста “Лисистрата”.

Это древняя история. Аристофан обозначил ее как комедию. А сюжетная линия такова: решили женщины отлучить от себя мужчин до тех пор, пока не прекратятся войны и насилие. Казахстанский режиссер Виктор НЕМЧЕНКО (на снимке) добавил от себя монологов, изобрел новый театральный жанр и выдал на-гора продукт, способный довести до нервных коликов сторонников патриархата, латентных и буйных борцов за права чего-либо и кого-либо. Всех тех, кто знает, как жить, и мечтает силой насадить счастье на всей земле.
На первый взгляд спектакль о том, что мужчины готовы заткнуть рот женщинам чем угодно, лишь бы не позволить им иметь свое мнение. Да, именно такие строчки звучат. На самом деле - про власть и насилие вообще. Сделать вид, что это про древних, а не про нас, не получится. Потому что на сцене сегодняшний день, и даже ломкая стихотворная строка не мешает ощущению документальности происходящего.
Обсуждать и рецензировать постановку бесполезно, это надо переживать воочию. Но уже не в театральном зале - “Лисистрата” задумана как пять обычных представлений, а затем, по замыслу Виктора, полностью должна уйти в интернет-версию. Свой проект он называет “Драмком”. Представление, которое не записывается, а транслируется в режиме реального времени на экран гаджета.
- Вы специально приурочили премьеру к 23 февраля?
- Да, мне хотелось высказаться именно этим числом. Я профеминистически настроенный человек. И когда встречаюсь с агрессивным феминизмом, то готов оправдать и его. Потому что понимаю, насколько тяжело пробиться через гендерные роли и модели, которые мы получаем при рождении и поддерживаем на уровне генетической памяти. Что касается Казахстана и нашего региона, совершенно очевидно, что этот патриархальный бред будет еще долгое время продолжаться. Я сам в какой-то момент понял, что слегка сошел с ума, начал навешивать ярлыки вроде того, что женщина не может быть гениальным режиссером. То есть стал частью шизофренической модели, которая присуща нашему обществу. Но потом понял, что это не может быть правдой, и стал работать над собой в этом направлении.
- Зачем вам копаться в женских проблемах?
- Это не женские проблемы, это вопрос равноправия и насилия в целом. Нам необходимо строить общество, в котором мы будем смотреть друг на друга как на людей, а не как на инкубаторы для вынашивания детей и прочие удобные вещи. Готовых решений нет ни в пьесе, ни вокруг нас. Единственное, что я понял для себя: стиль полемики гораздо важнее самой полемики. Насилием не победить насилия, к которому мы привыкли даже на уровне идеологии. И государство, и интеллигенция навязывают мысль, что есть некие общие блага, во имя которых мы можем жертвовать кем-то или чем-то. И пока жива такая позиция, найдутся люди, готовые использовать власть для подавления других. Наверное, тут программой модернизации сознания вопрос не решить, каждый должен сам внутри себя и своей семьи искоренить эту агрессию, желание насилия, сделать свой выбор. Поэтому и спектакль заканчивается таким образом. Воин делает личный выбор, это не всеобщий катарсис. И остается вопрос, как жить дальше. Я пять лет ходил беременным “Лисистратой”, и вот теперь наконец-то все случилось.
- Если вы, как планируете, целиком переключитесь на цифрового зрителя, то каким образом будут окупаться спектакли?
- У цифрового формата гораздо больше перспектив. Гораздо легче найти финансирование проекта, смотреть который будут 44 тысячи человек (именно столько, по данным нашей технической службы, подключилось к эфиру), а не двести реальных зрителей. Да и не все решается деньгами...

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть