Старость - в радость
Как в Китае научились извлекать пользу из того, что в других странах называется кризисными симптомами
В КНР долгие годы боролись с перенаселением страны программой “Одна семья - один ребенок”, ограничивающей рождаемость. Тем не менее продолжительный период численность китайцев стремительно росла. Растет она и сейчас, причем не меньшими темпами. Но главным образом уже за счет увеличения продолжительности жизни, качество которой за последние 40 лет несравненно улучшилось благодаря удачно проведенным экономическим реформам. В итоге с 2011 года, когда в Китае проживало 965 млн. экономически активных граждан, в возрастном составе населения начались изменения. Каждый год увеличивается доля пожилых людей, что, естественно, отражается на экономике.
По данным газеты “Жэньминь жибао”, предполагается, что из-за общей тенденции к старению к 2020 году количество китайского населения старше 60 лет достигнет 255 млн. человек (17,8 процента от общей численности). Причем уже сейчас насчитывается более 40 млн. пожилых людей, которые не могут позаботиться о себе. В эту категорию входят старики старше 80 лет и нуждающиеся в уходе по причинам здоровья.
Для любой экономики это проблема. Большинство стран в таких случаях идет на повышение пенсионного возраста. То же самое советует обычно национальным правительствам и Всемирный банк. В Китае уже прислушались к совету. Со временем там тоже будут выходить на пенсию на три года позже, а не так, как сейчас: женщины в 55, мужчины - в 60 лет. Переход, правда очень плавный, уже начался.
Ну а что делать со сложившейся ситуацией? Китайское правительство увидело в ней и положительные моменты. Ведь если есть люди, нуждающиеся в том, чтобы о них заботились, то это дополнительные рабочие места.
Уже подсчитано, что за 40 млн. стариков, которым нужна помощь, будут ухаживать 13 млн. санитаров, из расчета по одному специалисту на трех пенсионеров.
Специалистов бесплатно готовят специальные учебные центры, которые расположены в государственных социальных домах. Они двух типов. Есть, так сказать, дома престарелых (здесь, кстати, этого слова не любят), где пожилые находятся круглосуточно. И есть такие, куда народ просто приходит на день, чтобы не скучать дома в одиночестве.
Китайцы - коллективисты. Поэтому большинство переставших работать изнывают от тоски. Им не хватает общения. И эти социальные дома позволяют находиться в социуме. А вечером дедушки и бабушки, многие из которых таковыми и не выглядят, возвращаются в свои дома.
В одном из таких центров довелось побывать в Пекине во время XIX съезда КПК. Там на учете все пожилые люди микрорайона. С ними постоянно созваниваются, поддерживают связь, узнают о проблемах, здоровье, потребностях. Могут отправить сотрудника соццентра за покупками в магазин. Это муниципальный “дом престарелых”. Но в стране уже появляются и частные заведения подобного рода. Вернее, действующие в рамках государственно-частного партнерства.
Правительство предпринимателям, пришедшим в необычную до недавнего времени сферу услуг, предоставляет налоговые преференции, а провинциальные власти или городская администрация выдает небольшие субсидии. Но основную часть расходов несут сами старики или их дети.
Довелось побывать и в частном пекинском социальном центре. По своему статусу он соответствует... пятизвездочному отелю! Тут сделано все, чтобы постояльцам было комфортно. Средний возраст контингента, находящегося здесь на постоянной основе, - 83 года. Оплата даже по пекинским меркам не маленькая: от 10 до 16 тысяч юаней в месяц. Стоимость зависит от услуг, которые оказывают пожилым клиентам. Лечение для них бесплатное. Вернее, его оплачивает государство в рамках социальной страховки. В Китае, между прочим, один из самых высоких в мире охват населения социально-медицинской страховкой. Что касается пенсионеров, то этот показатель доходит до 95 процентов!
Если сравнить с нашими реалиями, то содержание в пятизвездочном доме престарелых обойдется в переводе на тенге в 500 000-800 000 в месяц. На первый взгляд неподъемные деньги для абсолютного большинства казахстанских пенсионеров. Но если те же 500 тысяч разделить на 30 дней, то мы увидим, что нормальные алматинские санатории стоят не дешевле. Однако до уровня пекинского социального центра им очень и очень далеко.
Недешево это и для пекинских стариков. Далеко не все могут попасть в стены такого заведения, в последние годы переставшего считаться домом скорби из-за перемен в образе жизни китайцев. Чаще всего такой вип-уход своим родителям обеспечивают дети, ставшие успешными предпринимателями или высокооплачиваемыми специалистами. В Китае молодежь очень много работает, поэтому старикам действительно интереснее находиться круглый день среди людей, у которых схожие интересы, чем сидеть дома. Внуков ведь тоже не так много из-за былой политики “Одна семья - один ребенок”.
Еще одна категория, правда не самая многочисленная, - что-то типа персональных пенсионеров в нашем понимании. У них весьма высокие пособия по старости. Ну, и третья - это владельцы квартир, сдающие их в аренду или передавшие собственнику социального центра в обмен на пожизненное содержание.
Долгое время в общественном сознании китайцев, как и большинства других азиатских народов, бытовало мнение, что старики должны доживать свой век с детьми и пристраивать их в подобные заведения - это если и не смертный грех, то не очень красивый поступок. Однако жизнь диктует новые правила. Тем более что пенсионерам, особенно в частных соццентрах, гораздо лучше, чем коротать свои дни в четырех стенах.
Чем здесь занимаются постояльцы? Да чем угодно! Кто здоров и полон сил, может сам или в сопровождении соцработников поехать куда-нибудь на экскурсию. Сходить в гости. Заниматься физкультурой, той же каллиграфией (китайцы очень любят рисовать иероглифы на пергаменте).
В соццентрах есть современные кинозалы. Дедушки и бабушки особенно любят смотреть фильмы той поры, когда они были молодыми. Как рассказывают сами пенсионеры, после такого кино они испытывают прилив положительных эмоций. В общем, тут все продумано, чтобы люди жили счастливой, полноценной жизнью.
В центре есть шикарная столовая, в меню которой входит всегда не менее 25 наименований блюд. Но есть и кафе, меню которого - книга из 250 рецептов, составленных самими постояльцами. Пенсионерам предложили вспомнить то блюдо, которое они считают своим любимым, рассказать историю, связанную с этим кушаньем, и привести рецепт, чтобы повар мог его приготовить по заказу стариков.
Нам переводили несколько рассказов из этой книги. Понятно, что там нет никаких деликатесов, так как это поколение, жившее в трудную эпоху и еще помнящее, что такое голод, лишения, и то, как может обрадовать обыкновенная лапша с какими-нибудь мамиными специями. В общем, простые и трогательные жизненные истории из своей биографии - это еще один источник для маленьких радостей.
Но особая маленькая радость - это общение с детьми. Здесь же, при соццентре, организован небольшой детский сад. Старики просто млеют от счастья в те минуты, когда играют с дошколятами или просто наблюдают, как на коврах возится детвора. В Китае дети - это святое. Ну а мальчишки и девчонки получают от старшего поколения жизненный опыт, знания традиций и культуры Китая.
Кстати, нередки случаи и заключения брачных союзов в социальных центрах. В государственном центре даже есть офис - аналог нашего загса, где пенсионеры регистрируют новые семьи.
В частном центре работает персонал, подготовленный в бесплатных “домах престарелых”. Здесь же готовят сотрудников и для многочисленных курортов и санаториев, которые сейчас обязаны создавать всю инфраструктуру, чтобы быть доступными пожилым людям. Директор Исследовательского института по социальному развитию госкомитета по развитию и реформам Китая ЯН Июн считает, что пожилые люди стали основной группой туристов, которые ездят в путешествия в период затишья.
Немало туристических агентств предлагают различные туристические пакеты, в том числе туры для пожилых людей. Компании, занятые в сфере недвижимости и в области управления материальными ресурсами, постепенно входят в индустрию обслуживания пожилых людей, где прогнозируются благоприятные перспективы развития отрасли. Таким образом, в КНР из экономической проблемы сумели создать еще одну точку роста.
Игорь НЕВОЛИН, фото автора, Пекин - Алматы