3250

Дракон нашёл свой путь

Китай модернизирует свою экономику, ставя задачу перехода от количественного роста к качественному. О том, как это видят власти КНР, рассказал участникам международного медиафорума “Один пояс - один путь”, организованного газетой “Жэньминь жибао”, вице-премьер госсовета КНР Чжан Гаоли.

В этом году “Жэньминь жибао” в четвертый раз проводила форум “Один пояс - один путь”. По традиции большая медиатусовка проходит в два этапа. Первый в этом году состоялся в небольшом по китайским меркам городке Дуньхуане, что расположен в провинции Ганьсу на самой границе с пустыней Такла-Макан, а второй этап - в Пекине.
На форум китайцы пригласили более трехсот журналистов из 126 стран, причем некоторые из них даже с натяжкой не входят в ореол Великого шелкового пути, но это не является препятствием для того, чтобы участвовать в глобальной экономической инициативе председателя КНР Си Цзиньпина, предложенной миру осенью 2013 года во время официального визита китайского лидера в Астану.

Суть инициативы китайского руководства - совершенствовать существующие и создавать новые транспортные коридоры на территории почти 70 государств, на долю которых приходится около 70 процентов населения планеты, более половины мирового ВВП и 75 процентов разведанных энергоресурсов.
Дуньхуан для проведения форума, безусловно предназначенного для раскрутки и популяции “Одного пояса”, выбран не случайно. Именно этот город в глубокой древности стал отправной точкой Великого шелкового пути, по которому передовые по своему времени китайские товары начали покорять мировые рынки. Сегодня культурное наследие города находится под защитой ЮНЕСКО, а дуньхуанцы живут не только воспоминаниями о старине глубокой, но и вертятся и крутятся, как и вся китайская экономика, являющаяся благодаря трудолюбию людей и современным технологиям теперь уже второй в мире по своим объемам.
Об этом и многом другом говорили эксперты и гости медиафорума, порой называя инициативу Си Цзиньпина новым планом Маршалла, с помощью которого в середине прошлого века Америка наладила хозяйство в послевоенной Европе, подразумевая, что сейчас роль Америки берет на себя КНР, ставя при этом даже более масштабные задачи, чем выпало в свое время США.
Во время форума китайцы часто вспоминали две поговорки. Одну: “путь к богатству начинается с дороги” приводили в качестве обоснования необходимости модернизации инфраструктуры не только у себя, но и в соседних странах. “Одна ласточка весну не делает” упоминали тогда, когда надо было подчеркнуть, что впереди еще очень и очень много работы до того момента, когда мы все вместе сможем вкусить сладкие плоды сотрудничества. А что это время обязательно придет, мало кто сомневается. Еще бы, китайцы заявляют о своей готовности инвестировать в общей сложности около 150 миллиардов долларов в экономики стран-партнеров, и к тому же уже есть первые ласточки удачных примеров интеграции.
В Пекине вице-премьер госсовета КНР Чжан Гаоли рассказал журналистам, что уже сделано в рамках “Пояса”.
- Инвестиции в другие страны превысили уже 6 миллиардов долларов, - сообщил господин Чжан. - Кроме того, Китайский государственный банк развития и Эксимбанк планируют предоставить 250 миллиардов юаней и 30 миллиардов юаней соответственно для того, чтобы поддержать новые проекты в развивающихся странах. А тем временем уже сданы в эксплуатацию высокоскоростная железнодорожная магистраль Джакарта - Бандунг и железная дорога Китай - Лаос. Ведется строительство морских портов. Количество поездов из Китая в Европу (транзитом через Казахстан. - И. Н.) превысило 5 тысяч составов. По этому маршруту доставляются грузы в 32 города 12 европейских стран. В Китае соз­дано 97 экономических зон, в которые вовлечены 3800 совместных предприятий. На этом мы сэкономили нашим партнерам налогов на 3 миллиарда долларов. Кроме того, мы продвигаем сотрудничество в гуманитарной сфере, чтобы наши совместные проекты дали практическую пользу местному населению как можно скорее.

Пояс - дело добровольное
Чжан Гаоли неоднократно подчеркивал, что проект “Один пояс - один путь” чисто экономический, без какого-либо политического подтекста. Более того, никто никого не принуждает к нему присоединяться, не взвесив все “за” и “против”.

Китайцы, например, понимают, что у потенциальных участников могут быть некие обязательства в рамках уже существующих объединений, и поэтому учитывают особенности, например, стран - участниц ЕАЭС или АСЕАН.
К слову, казахстанские проекты “Одного пояса” пересекаются с нашими госпрограммами, в частности ФИИР и “Нурлы жол”. И мало кто знает, что ряд современных успешных отечественных предприятий заработали в рамках нового Шелкового пути. Как, например, Бозшакольский ГОК, построенный в Павлодарской области с привлечением средств Государственного банка развития Китая. Это предприятие в первый же год работы выработало 202 тысячи тонн катодной меди, 73 тысячи унций золота и около 5 тысяч унций серебра, причем почти всю продукцию поставило китайским потребителям.
- Кто не хочет, может отказаться. Участие только на принципах взаимной выгоды. Только тогда у народа каждой конкретной страны будет чувство удовлетворения от сотрудничества. Каждый должен получить именно то, чего он хотел, - говорил журналистам вице-премьер госсовета.
Высокопоставленный чиновник выступал перед журналистами более часа. На мой взгляд, наиболее интересным местом в спиче чиновника был рассказ о том, чего ждут сами китайцы от проекта “Один пояс”. Господин Чжан несколько раз повторил, что сейчас КНР стремится к полной открытости, и даже по­обещал посодействовать в командировке зарубежных журналистов в те регионы КНР, где еще много проблем. Вернее, даже не пообещал помочь с организацией поездок, а сам предложил съездить и посмотреть максимально объективно.
“Один пояс” даст возможность китайцам перестроить свою экономику быстрее, чем без этого проекта. Модернизация народного хозяйства в КНР и так уже идет. В частности, страна, чей ВВП составляет 11,2 триллиона долларов (больше только у США - 18 триллионов), пытается, не снижая темпов развития, перейти от количественного роста к качественному.
Что же касается интересов остальных участников проекта, то китайцы считают, что быть успешными можно только в окружении успешных и стабильных соседей. По европейской трактовке Шелковый путь исчерпал себя из-за развития мореплавания, что сделало процесс доставки восточных товаров на западные рынки более безопасным и дешевым. А вот на Востоке есть версия, что открывать морские пути европейцев заставило отсутствие безопасности и стабильности на караванных путях. Если бы в Средние века в соседних с Китаем государствах было спокойно, то Шелковый путь просуществовал бы еще лет 100-200.

Всё будет хорошо!
- Всех чрезвычайно волнует состояние экономики КНР, - начал рассказ о современном Китае вице-премьер, - потому что скорость развития экономики Китая, ее темпы имеют большое влияние на весь мир. Но это работает и в обратную сторону. Влияние мира на китайскую экономику тоже не­оспоримо. В течение года мы сталкивались с серьезными вызовами, продиктованными как внешней, так и внутренней ситуацией на рынках. Нам было важно сохранять стабильность и последовательность, чтобы новая концепция развития была для нас руководящей стратегией при структурной модернизации экономики. Прежде всего мы сохранили темпы роста на уровне 6,9 процента. Эта цифра лучше наших прогнозов. Если сравнивать эту цифру с 2015-2016 годами, то в ней очень большие внутренние изменения. Например, раньше наши вложения в основной капитал были всегда на уровне 13 процентов от ВВП. А в этом году - 7,8 процента. Раньше наши кредиты в недвижимость составляли 39 процентов ВВП. Сейчас этот показатель снизился до 34 процентов. Сейчас более 54 процентов в структуре ВВП занимает сфера услуг.
- Когда я говорю об экономическом росте, то очень важно понимать, что рост сферы услуг - это ключевой показатель экономики, так как в стране увеличивается доля населения, которому становятся доступными услуги за деньги. Еще недавно сфера услуг не достигала и 50 процентов. Такая модернизация структуры экономики - наша новая тенденция. Это позволяет сохранить относительно высокий экономический рост, - отметил вице-премьер.

Работу - всем
Для всех стран ключевым индикатором экономики является занятость населения. В Китае проживает более миллиарда человек. Это огромное демографическое давление на сферу занятости. По словам Чжан Гаоли, при этом безработица уже несколько лет варьируется в пределах 5 процентов от трудоспособного населения.
- В этом году у нас было около
8 миллионов выпускников вузов,
5 миллионов выпускников техникумов и училищ, которым мы предоставляем рабочие места, а еще мы должны ограничивать занятость в производстве металлургии и стали. Куда деть всю эту рабочую силу? В прошлом году нужно было найти еще и рабочие места для 8,1 миллиона бывших рабочих. Ежегодно мы создаем около 13 миллионов рабочих мест. Около 5 процентов незанятого населения - это стабильная и относительно низкая цифра, - считает вице-премьер.

Кстати

Крупные проекты, реализованные в Казахстане в рамках “Одного пояса - одного пути”
- Автокоридор Западный Китай - Западная Европа протяженностью свыше 3 тысяч километров.
- Нефтепроводы Атырау - Кен-кияк - Кумколь и Атасу - Алашанькоу с пропускной способностью 20 миллионов тонн.

Игорь НЕВОЛИН, фото автора и “Жэньминь жибао”, Дуньхуан - Пекин

Поделиться
Класснуть