5029

Сумка сумов на плече

Как сегодня живёт Узбекистан? Путевые заметки нашего корреспондента

Пока наши чиновники говорят (и сами себе, конечно же, верят) о том, что в Казахстане нужно развивать туризм, соседи с успехом это делают. Можно, конечно, сослаться на то, что Узбекистан и при Союзе нерушимом был одной из тех стран, которые организованно посещали граждане единой тогда Страны Советов. Я сама году эдак в 1989-м вместе с мамой ездила по турпутевке в Ташкент и Самарканд. Маршруты с тех пор, конечно же, остались прежними - мавзолеи и медресе стоят на своих местах, но инфраструктура изменилась настолько, что порой диву даешься. Отели и отельчики на любой вкус и кошелек. Причем строят их так, чтобы они не нарушали стиль древних городов - никаких новомодных “стекляшек” в исторической части. Продуманная до мелочей логистика - ни разу нам не пришлось ждать машин, на которых мы перемещались по стране, хотя бы минуту (все они, к слову, новенькие и чистые). На улицах, особенно в богатых достопримечательностями Самарканде и Бухаре, толпы иностранных туристов: немцы, французы, японцы, арабы, очень много россиян. При этом гиды жаловались нам на то, что в этом году гостей из дальнего зарубежья сравнительно не­много, и если раньше они приезжали организованными группами, то в этом сезоне путешествуют семьями. Всюду ремесленные лавочки, заваленные изделиями местных умельцев. Экскурсии любые - от традиционных до самых необычных: например, можно отдохнуть в юрточном лагере в пустыне Кызылкум, покататься на верблюдах или изучить фауну местной степи.

Порядки в стране строгие, это чувствуется сразу. На территорию железнодорожного вокзала не пускают провожающих, так что приходится тащиться с чемоданами самостоятельно, их, кстати, “прогоняют” через металлоискатели. На входах в метро, у подземных переходов, возле крупных городских объектов - полицейские. Местные рассказывали, что после одиннадцати вечера у любого могут проверить документы, практически все магазины в это время закрываются, в Ташкенте - городе с населением почти в два с половиной миллиона человек - два ночных клуба. Так что народ в это время старается по улицам не болтаться. Но для нас, приезжих, это даже хорошо - нечего и некого бояться. Что же касается непосредственно иностранцев, то, прибыв в страну, каждый из них обязан оформить регистрацию. Обычно это делается в отелях. Все ваши перемещения по Узбекистану должны быть зафиксированы, иначе возникнут проблемы на границе. В общем, везде жесткая рука. Но на отдыхе это, конечно, не отражается, а как на жизни - судить не мне.

Узбекские сумы - отдельная тема для разговора. В стране два курса доллара - официальный и, как здесь говорят, курс базара. Если в банке за один “зеленый” дают около четырех тысяч сумов, то менялы, которые работают нелегально, - в два раза больше. Сейчас самая крупная купюра - 10 000 сумов, и встречается она пока нечасто, поэтому в ходу бумажки в пять тысяч и тысячу сумов. При обмене дают та-а-ак много денег, что они не помещаются ни в один кошелек - в этой стране это совершенно бесполезный аксессуар. Приходится таскать целую сумку с наличными. Пусть это и своя ноша, но она тянет, да еще как - через пару дней отваливалось плечо, на котором пришлось носить пачки купюр в тысячу сумов. Так что много денег сразу лучше не менять. Местные обычно шутили: “Что? Уже почувствовали себя миллионерами?”
Почувствовали.
А теперь о том, что можно купить на эти “миллионы”. Ужин на пятерых нам обходился в среднем в 100 тысяч сумов. Килограмм помидоров на момент нашего путешествия стоил 8 тысяч сумов (8 тысяч сумов - это один доллар, или 320 тенге по курсу базара). Официально за один доллар дадут 4 тысячи сумов. Клубника стоит 10-12 тысяч за 3 кило, поллитровая бутылка воды - тысяча сумов, газировки - 3-4 тысячи. Сколько это, подсчитайте сами.
А теперь о доходах местных жителей.
- Моя девушка работает учителем в школе, она получает 1 миллион 200 тысяч сумов, - поделился с нами один из наших водителей.
- Пенсия моей мамы - чуть больше 200 тысяч сумов, правда, она никогда не работала - ее отец обеспечивал. Но все равно это очень мало, - жаловался один из сотрудников отеля, с которым я разговорилась.
- Я работал в полиции. Сейчас на пенсии. Получаю полтора миллиона сумов, это хорошо, - рассказывал один из жителей Бухары.

 

Если вы собираетесь покататьс
я по Узбекистану на собственном автомобиле, то имейте в виду, что можете застрять где-нибудь по дороге из Самарканда в Бухару. Бензин свободно продают только в Ташкенте, в остальной части страны его не хватает, поэтому все ездят на газе. Им можно заправиться в любой точке, и стоит он дешевле: если литр самого распространенного АИ-80 - 2800 сумов, то газ - 1800. Поэтому автомобили жителей регионов переоборудованы на этот вид топлива. Впрочем, как здесь на­деются, вскоре проблема может решиться - власти ведут переговоры с соседями по поставке бензина.
Вообще, Узбекистан страна белых машин, и машин исключительно отечественных. На улицах сплошь “дэу” и “шевроле” местной сборки, иномарок наперечет. Такая преданность отечественному автопрому объясняется очень просто: ввозные пошлины на иностранные машины доходят до 80 процентов от их стоимости. Они попросту не по карману обычным гражданам. Да и проблем с покупкой авто на внутреннем рынке хватает - не всегда просто купить даже машину местной сборки. Тем удивительнее было слышать: “А чем наши машины хуже?”

Вообще, Узбекистан страна белых машин, и машин исключительно отечественных. На улицах сплошь “дэу” и “шевроле” местной сборки, иномарок наперечет. Такая преданность отечественному автопрому объясняется очень просто: ввозные пошлины на иностранные машины доходят до 80 процентов от их стоимости. Они попросту не по карману обычным гражданам. Да и проблем с покупкой авто на внутреннем рынке хватает - не всегда просто купить даже машину местной сборки. Тем удивительнее было слышать: “А чем наши машины хуже?”

Этот встречный вопрос мне задавали те, у кого я спрашивала, не обидно ли им из-за того, что их лишают права выбора.
Вот такая преданность родной стране.
- А джипы в Узбекистане вообще есть? - поинтересовалась я.
- Конечно, - с некоторой обидой отвечали мне. - У нас же есть богатые люди!
Лично я за восемь дней путешествия всего один раз видела казахстанский эталон состоятельности - черный “ленд крузер прадо” и еще несколько “паркетников”. Может, не там ходила. Но и тридцатилетних “корыт” на колесах, которыми наводнены наши улицы, почти не встречала.

И еще о местном патриотизме.
- Вы знаете, когда умер наш первый президент Ислам КАРИМОВ, для людей это стало ударом, многим было очень плохо. У нас в Бухарской области больницы были переполнены, - рассказывала нам жительница Бухары, дама образованная, дочь профессора.
- Да, у нас показывали сюжеты по телевидению. Неужели люди действительно так переживали?
- Конечно. Наш президент сохранил границы, стал наших детей на обучение за границу отправлять - у нас такого никогда не было. Да, зарплаты небольшие, но народ у нас благодарный... Земля есть, хлеб есть - это самое важное. Главное - мир и согласие, а прожить можно и без денег. Если, не дай бог, такого талантливого руководителя не будет, знаете, что начнется в стране? Киргизия и Украина тому пример.От нового президента Шавката МИРЗИЁЕВА простой люд ждет многого и говорит о нем с придыханием. Что-то он уже успел сделать. Все рассказывали нам о том, что президент распорядился выдавать пенсионерам деньги наличными, а не перечислять пенсию на карточки, как было раньше. Мелочь? Не в Узбекистане. Обналичить деньги трудно, а карточки принимают в основном только в магазинах, но там цены выше, чем на базаре, где берут только наличку. Вот вам и местные реалии. Рассуждать о них крайне сложно - узбекское мироустройство отличается от того, что мы привыкли видеть, и, лишь соприкоснувшись с ним, сложно делать какие-то выводы. В любом случае это будут всего лишь впечатления туриста, который видит только то, что лежит на поверхности, и приезжает в страну отдохнуть, а не жить...

 

 

Оксана Акулова, фото Оксаны ТРОФИМОВОЙ, Ташкент - Самарканд - Бухара, Алматы

Поделиться
Класснуть