1802

Живописцы, придержите ваши кисти!

В этом году Союз художников Казахстана отмечает печальный юбилей: вот уже 25 лет как живописцы и скульпторы лишены своего выставочного павильона, где они могли представлять свои работы.

Сегодня в Алматы существует немало музеев, художественных галерей и салонов, однако за право выставлять в них свои работы художникам приходится платить немалые деньги. А между тем раньше у Союза художников был свой выставочный зал площадью 2000 квадратных метров в самом центре города.
Вообще, эта организация, существующая с 1934 года, была весьма не бедной: в советское время только в Алматы ей принадлежали семиэтажное здание, где как раз и располагался выставочный зал, двухэтажный дом, производственный комбинат, а также две мастерские. Была у Союза художников и недвижимость в других городах Казахстана.
К сожалению, сохранить это наследие прежнее руководство союза не смогло или не захотело (см. “Как кисть в горле”, “Скажешь гадость - сердцу радость”, “Время” от 15.10 и 22.10.2008 г.). С обретением нашей страной независимости большинство объектов были проданы - в том числе и выставочный зал. О том, каким образом это произошло, члены Союза художников говорят неохотно. Их позиция такова: прошлого не вернешь, а жить нужно здесь и сейчас. Сегодня художники мечтают лишь о месте, где они бы выставляли свои работы, которое станет центром притяжения для горожан, культурным пространством, куда люди будут приходить не только для того, чтобы посмотреть и купить картины, но и просто пообщаться.
- Мы сейчас не говорим о персональных выставках, - говорит член правления Союза художников Владимир КИРЕЕВ. - Нужны выставки, где одновременно выставляются, предположим, 50-100 человек. В таком случае художник сам учится, повышает свой профессиональный уровень, черпает какие-то идеи. Когда выставляется один человек - это одно, а когда несколько десятков - это событие приобретает совсем другой смысл как для самого художника, так и для зрителя. Почему раньше выставочный зал был культурным центром для алматинцев и гостей города? Он повышал уровень культуры, уровень общения, был пищей для каких-то идей и мыслей. Да, существует кино, литература, но без изобразительного искусства культура не может развиваться. Нам просто необходим такой зал, который мог бы посетить любой человек абсолютно бесплатно.
По словам художников, они регулярно обращаются к властям с просьбой помочь им решить эту проблему. Однако в большинстве случаев чиновники даже не удостаивают их ответом либо присылают стандартные отписки в духе “Денег нет, но вы держитесь!”. А иногда и обвиняют во всех бедах самих художников.
- Чиновники говорят: вы сами виноваты в том, что лишились зала, - продолжает Владимир Киреев. - Но я так не считаю. Есть определенные люди, которые занимались этим делом. Мы же ничего не знаем, с нами никто не советовался. Как-то в акимате Алматы в ответ на наше обращение сказал: попросите правительство, чтобы Государственный музей на улице Фурманова передали на баланс города. И тогда, мол, нам дадут возможность там выставляться. Но нам все-таки нужен свой зал.
Отсутствие возможности выставлять свои работы и общаться, по мнению художников, обнажает и другие проблемы. Эти люди давно уже не чувствуют себя нужными обществу и государству и зачастую варятся каждый в собственном соку. Но в то же время их не оставляет надежда хоть как-то изменить ситуацию.
- У нас изобразительное искусство только начинало развиваться по сравнению, например, с той же Францией или Италией, - говорит член правления Союза художников Хамидула БРАЛИЕВ. - И вдруг - развал СССР. Перейти сразу к рыночным отношениям было сложно: надо уметь продавать, а нас этому никто не учил. Лет десять мы вообще ничего не делали. У нас не покупали работы, поэтому мы не творили. Пережили эту паузу мы достаточно болезненно. И не только мы - в таком же положении оказались композиторы, писатели и другие деятели искусства. К сожалению, культура до сих пор чуть ли не на последнем месте. Но она необходима для любого общества и государства. Причем необходима именно своя, ведь существуют какие-то национальные тонкости. А без искусства - это путь в никуда. Просто заниматься коммерцией банально скучно. Должны быть какие-то идеалы, высшие ценности, определенное настроение. Само творчество зависит от этого настроения. Без него все превращается в болото, и начинаются склоки - кто лучше, кто хуже, втихаря кому-то дают звания. Происходит раздел внутреннего содержания нашей среды. Поэтому нам хотелось бы вернуть то, что было.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть