Вот вам крест!
Археологи нашли полумифический древний город Иланбалык в Алматинской области, и оказалось, что там жили христиане
По сведениям ученого-археолога, академика Карла БАЙПАКОВА (на снимке), город Иланбалык (Ланбалех, Или-бали на реке Или) упоминается еще в летописях XI-XII веков - например, в путеводителе царя Малой Киликии Гетума I, который в 1253 году отправился к хану Монгольской империи, внуку Чингисхана Менгу (Мунке), просить покровительства от притеснений наместника монголов в Закавказье Аргуна. Царь пустился в путь тайно, переодевшись погонщиком мулов, и добрался до Каракорума маршрутом, о котором мало что известно - упоминаются лишь Волга, Яик (Урал), земли найманов и каракитаев. В Каракоруме Гетум I заключил договор с Менгу, который пообещал ему уменьшить налоги, и отбыл восвояси. В его обратном маршруте, который расписывался куда более подробно, как раз упоминается Иланбалык. “Он прибыл в Гумстур, оттуда поехал в Пералех, затем в Пешпалек. Оттуда он поехал через Арлек, Куллук, Еках, Тчанпалех, Хутана и Анкипелех. Затем вступил в Туркестан, оттуда в Екопрук, Динкапелех и Пулат, пройдя через Сут-Гол и Молочное море, прибыл в Алаулех (Алмалык) и Иланбалех (Иланбалык), затем, переправившись через реку, называемую Илансу, перевалив через отроги Тарских гор, прибыл в Далас (Тараз), а оттуда через Отрар, Джизак, Бухару, Тебриз вернулся на родину”, - указывается в труде “История Армении” армянского историка Гандзакеци КИРАКОСА.
Где именно находился Иланбалык, ученые спорили на протяжении долгого времени. Востоковед Василий БАРТОЛЬД предполагал, что Иланбалык - это Ики-Огуз, известный по сообщениям Махмуда КАШГАРСКОГО и фламандского путешественника, монаха-францисканца Гильома де РУБРУКА, и предложил отождествлять его с городищем Чингильды, находившемся на правом берегу Или. Аналогичного мнения придерживался и советский археолог Александр БЕРНШТАМ. Но потом археологические исследования на территории Илийской долины доказали, что Ики-Огуз -
это городище Дунгене, расположенное в 20 километрах от Талдыкоргана в селе Балпык-би. Позже было высказано предположение, что Иланбалык соответствует городищу Учарал, и в 2014 году казахстанские археологи нашли этому подтверждение.
- Семиречье, этот огромный регион от Кордая до Алаколя, интересно не только тем, что это была земля кочевников, как мы привыкли считать, - говорит Карл Байпаков. - Это была еще и страна городов. Связано это с тем, что через эту территорию в X-XI веках прошел Великий шелковый путь. Важно понимать, что этот путь не единая трасса, которая соединяла, допустим, Рим и Китай. Было много магистральных путей, одни умирали, другие, наоборот, поднимались. От них отходили более мелкие дороги. Как кровеносная система пронизывает тело человека, так и эти тропы и пути пронизывали всю Евразию. В том числе и Семиречье, где было достаточно много городов, которые взаимно влияли на Шелковый путь - он поднимал эти города, а они делали его более оживленным. Мы знаем города Алматы (вот почему мы говорим, что нашему городу 1000 лет), Талхиз, Ики-Огуз, Каялык и т.д. И был еще один город - Иланбалык. Мы долго его искали и вот наконец нашли. Нам сообщили, что там есть какие-то странные камни, мы приехали туда (это было два года назад) и нашли кайрак - камень, который клали на могилы несторианцев - с несторианским крестом и надписью, которая пока не расшифрована. Археологи стали там работать и нашли остатки мощного древнего города. Потом нашли еще несколько кайраков, сейчас их семь - целое кладбище фактически. Так мы поняли, что это Иланбалык, потому что соседний город Алмалык как раз характеризовался наличием христиан-несторианцев, и там же была католическая миссия. Точно так же и Иланбалык.
- Есть распространенное мнение, что ислам - исконная религия казахов, так как эта религия пришла сюда первой. Но, получается, христианство было тут гораздо раньше?
- Прямолинейно утверждать, что предки казахов были мусульманами, я бы не стал. Мы знаем, что в этих городах жили тюрки, предки казахов, но жили и другие люди. Поэтому можно сказать, что наши предки были и христианами. Например, эту религию исповедовали некоторые тюркские каганы. То есть христианство появилось тут не вместе с русскими, а гораздо раньше. Так же, как буддизм и ислам, эти религии распространялись по Шелковому пути.
Помимо несторианских кайраков на месте раскопок были найдены три монетных клада - в основном это дирхамы XIII-XIV веков. Первый клад состоит из восьми медных посеребренных дирхамов Алмалыка, второй из семи серебряных дирхамов - государства Чагатаидов, а третий - из 40 серебряных динаров, из которых 36 относятся к Чагатаидскому государству, одна - к государству Хулагуидов. Были и единичные находки - дирхамы караханидов X-XII веков, монеты китайской династии Северная Сун, дирхамы Алмалыка, медные фалсы Менгухана и т.д. Принадлежность некоторых монет еще не установлена, так что впереди у ученых много работы.
Почему же археологи не афишировали это открытие? По словам научного сотрудника Института археологии имени А. Маргулана Павла ПЕТРОВА, они попросту опасались “несанкционированных” раскопок, которые могли бы нанести серьезный ущерб городищу.
- Как и во всем мире, в Казахстане довольно много “черных копателей”, - говорит он. - Чтобы они не налетели как вороны и не растащили все раньше времени, мы старались не давать информацию. Благодаря находкам монет
X-XIV веков мы смогли восстановить хронологическую ретроспективу. То есть как минимум в этот период там существовал город. Может, он существовал и раньше, однако монеты - это хороший показатель активной торговой жизни. Это был достаточно большой город. По размеру он должен был быть близок к Алмалыку, который находился на территории современного Китая, недалеко от казахстанской границы. А вообще работы только начались, дальше будет видно, что из всего этого получится.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА и из архиваКарла БАЙПАКОВА, Алматы