6903

Не верь, не бойся, а спроси!

На вопросы читателей ответила президент общества защиты прав потребителей “Адал” Артык СЕЙТКАЛИЕВА (на нижнем снимке).

Сергей ЛОГИНОВ, Алматы:
Я человек верующий и иногда покупаю товары в иконной лавке. Но их никогда не принимают обратно. Насколько это законно? И как действовать в таких случаях?
- Ничего подобного, вы спокойно можете сдать в иконную лавку любое не понравившееся вам изделие в течение 14 дней со дня покупки, если сохранены его товарный вид и ярлыки. Вы можете его либо поменять, либо потребовать возврата денег. Изделия религиозного характера не относятся к категории товаров, которые нельзя вернуть продавцу. То же самое касается и любого другого товара: обуви - не подходит подъем, телевизора - не вписывается в интерьер, сумочки - не сочетается по цвету с пальто, шубы - потому что разонравилась, например. Нельзя вернуть или обменять лишь лекарственные средства, предметы медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные изделия, растения и животных. Особняком стоят продукты питания, поскольку требуется их экспертиза.
Владимир ВЛАДИМИРОВ, Алматы:
Заказал две пары очков в оптике. У одних лопнула оправа - сдал обратно. Вторые стал носить - начала болеть голова. Пошел проверять, оказалось, что специалист в оптике выставил неправильное межзрачковое расстояние оправы. Пришлось вернуть и эти очки. Деньги мне отдали, но, как говорится, осадок остался. Я понял, что ошибки в оптиках - нередкое явление. Неужели эту сферу никто не контролирует и куда обращаться, если хочешь пожаловаться?
- Ну почему же, оптики тоже контролируют проверяющие. В каждом городе есть управления или департаменты по защите прав потребителей, они наделены правом проверки и могут инициировать их, основываясь на обращении граждан. По закону на вашу жалобу обязаны отреагировать в компетентных органах. Но, честно сказать, на практике сделать это не так-то просто. Профильное управление или департамент сначала должен получить в прокуратуре разрешение на проверку, потом за месяц уведомить о ней самого предпринимателя, в данном случае - владельца оптики, о которой вы говорите, и только после этого проверяющие смогут туда прийти. Как вы сами понимаете, за это время там успеют навести порядок. Поэтому я считаю, что нам нужно возобновлять практику внезапных проверок, тогда в них будет какой-то толк. А чтобы проверяющие не шли бесконечной чередой, необходимо разработать определенный механизм. Я знаю, что бизнесмены ссылаются на то, что постоянные проверки мешают их работе. Но, простите, чего бояться, если у вас все нормально и не к чему придраться?
Вопрос газеты “Время”:
На прошедшем недавно в Алматы “круглом столе” вы заявили о том, что новый закон о защите прав потребителей в некоторых аспектах хуже старого и в него нужно вносить изменения. Какие именно и почему в свое время закон был принят в таком виде?
- Первый закон о защите прав потребителей был принят в 1991 году и действовал до 2010 года. В принципе в него можно было просто внести некоторые изменения, но чиновники пошли по другому пути.
Мы считаем, что нынешний закон пролоббировали наши уважаемые предприниматели. О том, что уже есть проект этого закона, мы узнали всего за год до его принятия. Позже все-таки была создана рабочая комиссия, в которую вошли различные общественные организации, в том числе и наша. Мы уже тогда говорили о необходимости внести те изменения, о которых речь идет до сих пор. Но к нам, увы, не прислушались.
Что нужно изменить? Перечислю лишь несколько пунктов. Раньше, когда нарушения касались, например, продуктов питания, на предпринимателя налагался штраф в пятикратном размере от суммы ущерба, и затраты, которые несла общественная организация, защищавшая потребителя, тоже покрывались за счет виновной стороны. При этом если виновная сторона не соглашалась на урегулирование спора в досудебном порядке, при подаче иска можно было просить суд наложить на недобросовестного продавца штраф в размере 100 процентов от суммы иска: 70 процентов из них шло в бюджет, а 30 - потребителю. Эта норма дисциплинировала предпринимателей, и ее нужно вернуть. То же самое могу сказать и о пункте, касающемся гарантийного ремонта. Если раньше вместо сломанной бытовой техники или мобильного телефона, сданного на гарантийный ремонт, продавец был обязан выдать на это время другую технику, то сейчас такого правила нет. Далее. Сегодня многие товары продаются в кредит, но в законе нет конкретных статей, посвященных тому, как будет произведен расчет с потребителем, если вещь, которую он купил, окажется товаром ненадлежащего качества. Этот пробел тоже нужно устранять. К тому же в законе нет статей, регулирующих отношения покупателей и продавцов, которые занимаются онлайн-продажами, а ведь такой вид торговли сегодня очень распространен.
Канат САРСЕНОВ, Талдыкорган:
По моим наблюдениям, сегодня бороться с торговцами, которые втюхивают людям некачественный товар, практически бесполезно. Проще плюнуть, чем бегать по судам, пытаясь доказать свою правоту. Мне кажется, люди все реже и реже обращаются в организации, подобные вашей. Так ли это на самом деле?
- Действительно, с каждым годом к нам все меньше обращаются обиженные или обманутые покупатели. И меня это огорчает. Недобросовестные продавцы прекрасно знают, что люди у нас апатичные и, как правило, предпочитают не связываться в случае возникновения какой-то проблемы. Но нельзя отчаиваться, нужно продолжать бороться, несмотря на то, что методы обмана становятся все более изощренными. Например, в последнее время к нам все чаще поступают жалобы, связанные с покупкой некачественных дорогих мобильных телефонов. В некоторых бутиках, торгующих такой техникой, не выдают фискальные чеки, ограничиваясь лишь товарными. Причем на некоторых из них стоят печати совершенно других фирм или просто печать определенного торгового дома, в котором торгуют представители десятков ИП. Кому конкретно потом предъявлять претензии - непонятно. После того как мы выиграли несколько исков, обязывающих таких изобретательных предпринимателей вернуть деньги за некачественный телефон, продавцы стали выдавать гарантию на некоторые виды дорогих соток, но всего на два месяца, хотя она по закону не может быть меньше, чем указывает завод-изготовитель. А это минимум год.
В последнее время к нам поступает очень много жалоб на салоны, в которых женщинам продают дорогие наборы косметики. Причем чаще всего дамы берут их в кредит и только потом, придя домой, понимают, что приобрели совершенно ненужную им вещь. Видимо, действует целая схема, позволяющая ввести клиента в заблуждение. Что делать, если вы попались на эту удочку? Сомнительную косметику вы вправе отнести обратно, если вы ею не пользовались, сохранен товарный вид и ярлыки, и, пригрозив судом, потребовать вернуть ваши деньги. Это, как правило, помогает.
Ляззат БУКЕЕВА, Алматы:
Собираюсь приобрести новую бытовую технику для кухни. Денег на это уйдет немало, боюсь нарваться на некачественный товар. Посоветуйте, как оформить покупку, чтобы потом не возникло проблем.
- Вы еще перед покупкой имеете право спросить, какую гарантию вам дадут на тот или иной товар, есть ли к нему инструкция на казахском и русском языках, декларация, подтверждающая, что он был завезен в Казахстан легально. Обязательно требуйте фискальный чек, в крайнем случае - товарный, но проверяйте, чтобы на нем были указаны все данные предпринимателя - название фирмы, ее БИН. Не забывайте и гарантийный талон, на котором тоже должны быть указаны реквизиты предпринимателя. Если соблюдать все эти правила, в дальнейшем не должно возникнуть проблем.

На “прямой линии” дежурила Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть