Врачебная ошибка? Не может быть!
На вопросы читателей ответили вице-министры здравоохранения и социального развития Казахстана Светлана ЖАКУПОВА (на снимке) и Серикбол МУСИНОВ (на снимке).
Гаухар МОЛДАШБАЕВА, Шымкент:
Мне должны были сделать операцию на глаза - у меня катаракта и глаукома. Сначала меня направили в областную глазную больницу, но дата хирургического вмешательства в силу разных причин несколько раз откладывалась. Потом мне сказали, что у меня сложный случай и нужно ехать в НИИ глазных болезней в Алматы. Теперь я снова жду своей очереди, а когда она настанет, непонятно. Неужели нельзя сделать так, чтобы очередь на квоты была открытой и гласной, чтобы любой человек мог зайти на определенный портал в Интернете и посмотреть, сколько еще нужно ждать?
С.М.: Гаухар, мы запросили информацию в КазНИИ глазных болезней. Его руководство проинформировало нас о том, что вы, к сожалению, не были зарегистрированы на портале бюро госпитализации - это интернет-ресурс www.bg.eisz.kz, где пациент может проверить информацию о свободных койках в любых стационарах республики на предстоящие три дня. Если человек уже получил у врача талон госпитализации или квоту, то с его помощью он может просматривать текущие листы ожидания во всех региональных и республиканских клиниках и отслеживать свою очередность. Так что портал, о котором вы говорите, уже функционирует.
Что же касается вашей госпитализации в НИИ глазных болезней Алматы, то вам сейчас нужно обратиться к врачу поликлиники по месту прикрепления, пройти там необходимое минимальное обследование. В случае необходимости доктор выпишет вам направление, укажет код и дату госпитализации и зарегистрирует ваши данные на портале бюро госпитализации. Благодаря этому вы сможете отслеживать свою очередность. Я поручу своим коллегам взять под контроль решение вашего вопроса.
Серик ЛЕБАЕВ, Семей:
Я знаю множество примеров, когда люди уезжают делать операции, которые проводят и у нас, в соседнюю Россию или дальнее зарубежье. Особенно часто это касается лечения детей. Взять хотя бы историю девочки из Усть-Каменогорска, больной анорексией, мама которой на все СНГ в одном из российских ток-шоу заявила, что в Казахстане нет врачей, способных помочь ее дочери. Не связано ли это со стремительным падением уровня доверия к нашей медицине?
С.М.: Несмотря на то, что система здравоохранения традиционно считается наиболее критикуемой, по данным независимого социологического исследования, которое в 2013 году проводил Международный банк реконструкции и развития, казахстанцы в целом удовлетворены ее состоянием - так ответили 82 процента респондентов. Треть, или 34 процента, опрошенных оценили состояние системы как хорошее и очень хорошее, около половины - 48 процентов - как удовлетворительное.
Как показало то же исследование, наибольшую озабоченность у населения вызывают очереди на прием к врачу и высокая стоимость лекарственных препаратов. Более трети казахстанцев считают острой проблему дороговизны платных медицинских услуг, нехватку специалистов. Это исследование лишь подтвердило наличие тех болевых точек, о которых мы знали. Конечно, в дальнейшем мы приложим все усилия, чтобы их решить.
Что же касается девочки, больной анорексией, о которой вы говорите, то ей пытались помочь, привлекая различных специалистов. По нашей информации, она стала ограничивать себя в еде с мая 2014 года, через два месяца ее мама впервые обратилась за помощью к врачам. В связи с ухудшением самочувствия девочку госпитализировали в Центр матери и ребенка Усть-Каменогорска, где ей была проведена инфузионная терапия и рекомендован перевод в психоневрологический диспансер. Но мама от этого отказалась. В этом случае для подтверждения диагноза нужно было пригласить в консилиум психиатра, но этого, к сожалению, не было сделано. Кроме того, данные о пациентке не были переданы и в поликлинику по месту жительства. Затем мама девочки самостоятельно обратилась в частный центр в Павлодаре, после стационарного лечения в котором ребенку стало немного лучше. В тот момент женщине предложили еще раз госпитализировать дочь в Центр матери и ребенка, но она по каким-то причинам решила этого не делать. Была организована консультация детского психолога из психоневрологического диспансера, а также назначен курс лечения, но мама девочки его также не приняла, согласившись лишь на частные приемы у указанного специалиста. Поэтому, говоря о ток-шоу, о котором вы упомянули, хотел бы заметить, что туда, наверное, должны были пригласить и выслушать противоположную сторону. Что же касается самой девочки, то ее случай находится у нас на контроле.
Зоя Федоровна ВОЛКОВА, Алматы:
Я работала в сфере сельского хозяйства. Когда в 1985 году ушла на заслуженный отдых, у меня была максимальная пенсия. Но потом, после перерасчета, она сильно сократилась, и теперь я получаю намного меньше тех, у кого “максималка”. Подавала в суд, писала в различные инстанции, пытаясь восстановить справедливость, но так ничего и не добилась. Почему уже 11 лет не было перерасчета пенсий? Может быть, справедливость восторжествует и я снова буду получать по заслугам?
С.Ж.: Зоя Федоровна, для назначения пенсионных выплат принимается во внимание трудовой стаж, выработанный по состоянию на 1 января 1998 года, и фактический заработок гражданина. В рамках концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы страны, рассчитанной на период до 2030 года, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на два процента.
Что касается базовой пенсионной выплаты - порядок ее назначения будет пересмотрен.
Сегодня все пенсионеры, независимо от их трудового стажа, получают одинаковую базовую пенсию - 50 процентов от прожиточного минимума, и сейчас эта сумма составляет 10 450 тенге. Неважно - пять лет стажа у человека или 35. Мы же предлагаем назначать эту выплату в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе. То есть чем дольше человек работает, тем больше у него пенсия - как накопительная, так и базовая, выплачиваемая из бюджетных средств. Речь идет о таком механизме: пенсионерам, не имеющим трудового стажа в Казахстане, будет предоставляться пенсия в размере 50 процентов от прожиточного минимума, тем, кто трудился 20 лет, - 70 процентов, людям со стажем 35 и более лет - 100 процентов прожиточного минимума.
С учетом вашего, Зоя Федоровна, трудового стажа, который превышает 36 лет, размер базовой пенсионной выплаты будет увеличен и составит 100 процентов от прожиточного минимума, то есть на данный момент 20 900 тенге (это сумма без учета солидарной пенсии). Ее вы сможете получать с 1 июля 2017 года.
Елена РОМАШИНА, Астана:
Недавно посмотрела по телевидению программу о том, как женщине удалили грудь из-за того, что у нее вовремя не обнаружили рак. Знаю, что бывают и противоположные истории, когда у пациенток по ошибке отнимают здоровые молочные железы. Ужасно осознавать, что и с тобой может случиться что-то подобное. Скажите, в Казахстане ведется статистика врачебных ошибок?
С.М.: К сожалению, в последнее время в ряде СМИ наметилась тенденция огульного обвинения врачей, даже в том случае, если их вина не доказана. При этом никто не учитывает запущенные по вине самих пациентов те или иные заболевания и болезни, трудности дифференциальной диагностики и другие объективные причины. Думаю, вы сами прекрасно понимаете, что профессия врача непосредственно связана с жизнью людей, находящихся зачастую в критической ситуации, и не всегда ущерб здоровью является результатом халатности медиков или плохого качества ухода за пациентами. В связи с этим в рамках госпрограммы “Саламатты Ќазаќстан” усиливаются меры по повышению солидарной ответственности гражданина за собственное здоровье, внедряется система квалифицированной и объективной оценки сложных случаев, которые приводят к осложнениям или летальному исходу.
Что же касается словосочетания “врачебная ошибка”, то это понятие не имеет официального толкования. Ни в одном из кодексов, действующих в нашей стране, этот термин не применяется, соответственно, и статистика врачебных ошибок не ведется. Если же у вас есть конкретная информация об упомянутых вами случаях, прошу вас сообщить об этом в территориальный департамент комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения и социального развития. Будем разбираться.
Багдад ЕРАЛИЕВ, Караганда:
Будет ли Казахстан выравнивать социальные выплаты и пособия на рождение детей с теми, что действуют в странах - партнерах по Евразийскому экономическому союзу, прежде всего в России?
С.Ж.: Государство принимает меры по совершенствованию системы социальной поддержки материнства и детства. Поэтапное изменение размеров пособий на детей будет осуществляться и в дальнейшем, пропорционально темпам экономического развития страны, с учетом реальных возможностей государственного бюджета. Так, например, размеры пособий пересматриваются ежегодно в соответствии с изменением месячного расчетного показателя (МРП). Ежегодно расходы государства на выплату единовременного пособия на рождение ребенка составляют 22,1 миллиарда тенге, пособия по уходу за ребенком до 1 года - 27,9 миллиарда тенге, пособия воспитывающему ребенка с ограниченными возможностями - 14,3 миллиарда тенге, пособия на детей до 18 лет из малообеспеченных семей - 8,6 миллиарда тенге.
Вместе с тем я хотела бы отметить, что базовый принцип казахстанской модели социальной поддержки - это не обязанность и не гарантия содержания семей с детьми, а дополнительная помощь для них. Ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей в первую очередь несут родители.
Что касается увеличения размера социальных выплат до уровня, действующего в странах-партнерах по Евразийскому экономическому союзу, в том числе в России, - здесь нужно понимать, что каждая страна при установлении размеров социальных выплат ориентируется прежде всего на собственный уровень социально-экономического развития в текущий период с учетом возможностей государственного бюджета.
Гаухар МУСРЕПОВА, Алматы:
Вся страна наблюдает за злоключениями жителей поселка Калачи Акмолинской области. Неужели специалистам так и не удалось выяснить причины сонной болезни?
С.М.: В настоящее время в поселке Калачи работает межведомственная группа, проводятся комплексные лабораторно-клинические исследования.Предварительные результаты, которые уже есть, позволяют исключить вирусную и бактериальную природу загадочного заболевания людей. Но работа все еще продолжается.
На “прямой линии” дежурила Оксана АКУЛОВА, фото Минздравсоцразвития и Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Окончание “прямой линии” читайте в нашей газете в субботу, 15 ноября.