4146

Законные обстоятельства

На вопросы читателей ответил заместитель прокурора Алматы Жандос УМИРАЛИЕВ (на снимке). 

Виктор ИВЛЕВ:
- Какие новшества появятся в Уголовном кодексе, вступающем в силу с 1 января 2015 года?
- Будут декриминализированы некоторые экономические преступления, например, упразднены статьи, связанные с заведомо ложной рекламой, а также утратой документов и сведений, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг, что раньше наказывалось в уголовном порядке. В то же время криминализируется ответственность за мелкие правонарушения против общественного порядка. Она выводится из сферы административных правонарушений в уголовную, например, речь идет о мелком хулиганстве.
Будет введена двухзвенная сис­тема уголовно наказуемых деяний: теперь мы будем квалифицировать не только преступления, но и уголовные проступки. Это международная практика, которая должна улучшить профилактику преступлений и соприкасающихся с ними проступков, более четко разграничит степень их общественной опасности и, соответственно, наказания. За уголовные проступки предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь общественные и исправительные работы. Важно отметить, что наказание за совершение уголовного проступка не повлечет за собой наличия у лица, совершившего его, официальной судимости.
К примеру, наказание за мелкое хищение сейчас предусматривается статьей 136 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). С 1 января 2015 года это будет квалифицироваться как уголовный проступок, максимальное наказание за него - арест на срок до 45 суток. Наказание за незаконное обращение с наркотическими средствами в крупном размере без цели сбыта предусматривалось статьей 320 КоАП. Теперь это будет считаться уголовным проступком, ст. 296 нового Уголовного кодекса предписывает за него максимальное наказание в виде ареста до 60 суток.

Канат ТАЖИКБАЕВ:
- Я постоянно слышу об ужесточении всевозможных законов, но эти меры почему-то не касаются людей, которые злоупотребляют алкоголем. Как вы считаете, должен ли в нашей стране появиться закон, направленный на борьбу с сильно пьющими людьми?
- Алкоголизм и преступление - это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом. В этой связи уголовным законодательством предусмотрено, что совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения является обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность и наказание. Судами при рассмотрении дел это учитывается. Думаю, что этого достаточно, и в каком-то отдельном законе нет необходимости.

Ботагоз ИСПАНОВА:
- В прошлом году я увидела сюжет по телевизору о том, как забирали квартиры у пенсионеров, которые жили в одном из домов для престарелых. История меня очень взволновала, ведь я тоже пожилой человек. Скажите, чем все закончилось?
- Мы действительно установили и ликвидировали схему отъема имущества у пациентов социальных учреждений. Это пенсионеры, чаще всего утратившие связи с близкими и страдающие различными заболеваниями. Преступления совершала группа лиц, руководил ею директор КГУ “Социальный жилой дом для одиноких пенсионеров, одиноких семейных и супружеских пар пенсионного возраста”. Они убеждали стариков в том, что передача недвижимости в их распоряжение - обязательное условие для размещения в доме престарелых, а потом присваивали и продавали квартиры. Например, в ходе следствия выяснилось, что за день до своей смерти одна из жительниц учреждения заключила договор купли-продажи на свою квартиру с его директором. Как потом установила судебно-почерковедческая экспертиза, записи и подписи в этом договоре были поддельными. В эту деятельность были вовлечены не только сама директор, но и ее заместитель, юрист, нотариус. Все они были привлечены к уголовной ответственности, осуждены на разные сроки. Например, директор учреждения получила пять лет лишения свободы. Сегодня прокуратурой города установлены еще три факта подобного обмана пенсионеров, возбуждены уголовные дела, в ближайшее время они будут направлены в суд.

Эльмира ПАК:
- Вокруг Алматы, да и в самом городе очень много пус­тующих земель, которые когда-то выдавались под строительство домов или торговых центров. При этом люди, у которых есть проблемы с жильем, не могут получить участок. Кто должен следить за тем, как используются эти земли?
- Этим занимаются органы земельной инспекции. Вместе с тем по поручению Генеральной прокуратуры мы тоже проводим активную работу в данном направлении. Так, за последнее время по решению судов государству было возращено 44 гектара неиспользуемых земельных участков. Направлено 94 иска о возврате таких участков, выделенных для индивидуального жилищного строительства.
В 2013 году проведена инвентаризация земель, предоставленных для коммерческих нужд - под строительство жилья, объектов обслуживания населения. В результате было выявлено 29 участков общей площадью 75 гектаров, которые не использовались в течение длительного времени. Они возвращены в собственность государства.
Иногда владельцы участков проворачивают махинации для того, чтобы увеличить их стоимость и, соответственно, выручить больше денег во время проведения процедуры принудительного изъятия земельных участков. Например, одна алматинка предоставила подложный технический паспорт на свой дом, в котором были искажены сведения о годе его постройки, использованных стройматериалах, площади. В результате ее недвижимость подорожала на 6,3 миллиона тенге. По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется расследование.

Ксения:
- Мой муж отказывается платить алименты нашим двоим детям, хотя на это есть постановление суда. Знаю, что многие женщины оказываются примерно в такой же ситуации. Скажите, кто-то конт­ролирует этот вопрос? Ведь речь идет о защите прав детей.
- Прокуратура города постоянно проводит анализ, касающийся исполнения судебных актов, вынесенных в интересах несовершеннолетних. По нашим данным, сейчас в департаменте исполнения судебных актов (ДИСА) Алматы находится 15 216 подобных дел, работа по части из них уже окончена. За девять месяцев этого года сумма погашенной задолженности составляет более 26 миллионов тенге, долг - 19 211 136 тенге.
Мы постоянно ищем новые подходы для того, чтобы свести на нет долги по алиментам. Например, недавно прокуратура совместно с ДИСА и управлением административной полиции ДВД Алматы провели акцию по задержанию автомобилей, владельцы которых имеют задолженность по алиментам. Девять из 14 задержанных машин были водворены на штрафную стоянку, пять человек погасили задолженность в полном объеме на месте. К тому же гражданам, которые не платят алименты, судебные исполнители выставляют ограничения на выезд за пределы Казахстана.

Майра АМАНБАЕВА:
- На мой домашний телефон постоянно звонят представители одного из коллекторских агентств, называют имена каких-то незнакомых мне людей и требуют, чтобы я вернула за них кредит. Я написала заявление в Бостандыкский РОВД по факту телефонного хулиганства, там обещали разобраться, и в итоге, как говорится, тишина. Я даже не знаю, зарегистрировали ли мое заявление. Какие меры принимает прокуратура, если полицейские на местах бездействуют?
- Когда вы обращаетесь с заявлением в дежурную часть полиции, вам должны выдавать талон-уведомление, в котором отражается уникальный номер и дата регистрации вашего заявления. С его помощью вы можете получить информацию о следователе, который рассматривает ваше дело, а также о результатах рассмотрения дела на сайте комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры. Вы вправе обратиться в прокуратуру Бостандыкского района с заявлением по факту, о котором вы говорите. В течение месяца вам дадут ответ о результатах его рассмотрения.

Рената:
- Я владелица небольшого продуктового магазина. Несмотря на то, что в стране объявлен мораторий на проверки объектов малого и среднего бизнеса, к нам нет-нет да и приходят представители различных контролирующих органов. Мелкому предпринимателю бороться с ними, как вы понимаете, сложно. Мне интересно: кто-то контролирует подобную деятельность или контролеры существуют сами по себе?
- Прокуратура совместно с Палатой предпринимателей Алматы на постоянной основе анализирует реализацию указа президента, о котором вы говорите, и пресекает все незаконные проверки деятельности субъектов предпринимательства. В городской и во всех районных прокуратурах Алматы уже более трех лет работает мобильная группа по защите прав предпринимателей, куда в случае нарушения ваших прав вы можете обратиться с соответствующим заявлением либо позвонить по телефону доверия на номера, которые указаны на нашем сайте.
В целом в сфере надзора за законностью применения законодательства о предпринимательстве до моратория было проведено 48 проверок, в результате которых было выявлено более 1500 нарушений. Защищены права свыше 500 предпринимателей, к различным видам наказания привлечены более 150 человек.
Приведу лишь один пример из нашей практики. В Алматы в течение нескольких лет под эгидой коммунального государственного учреждения “Государственный региональный природный парк “Медеу” функционировал отдел городской экологической инспекции. Законодательно он не был отнесен к контролирующим органам, но при этом незаконно был наделен контрольными полномочиями. Мы установили, что работники парка, отвлекаясь от выполнения своих основных обязанностей, занимались проведением проверок, причем на объектах, которые не входили в структуру “Медеу”. Основанием для такого вмешательства было положение об отделе этой экологической инспекции, в котором были прописаны полномочия по выявлению нарушений правил благоустройства Алматы. То есть де-юре эта экологическая инспекция входила в состав КГУ ГРПП “Медеу” и была создана для природоохранных целей на территории заповедника, а де-факто на территории города действовал еще один контролирующий орган. Его работники активно участвовали в различных проверках деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в период моратория. Были и коррупционные проявления. К примеру, стажер экологической инспекции принял взятку в 200 тысяч тенге от одного из предпринимателей за оказание покровительства и содействия в его деятельности. Позднее он уговорил этого бизнесмена дать взятку в размере 1 500 долларов сотрудникам СЭС. Было возбуждено уголовное дело, несостоявшийся экологический инспектор осужден. Сейчас полномочия контролирующего органа из функций этой природоохранной организации исключены, начата процедура ее реструктуризации.

На “прямой линии” дежурила Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть