3769

Базару - нет?

Смогут ли все торговцы рынков страны обзавестись терминалами по приему банковских карт к началу 2014 года, как того требует законодательство? Как решаются проблемы продавцов алматинских базаров, сгоревших этим летом? Как Таможенный союз отразился на торговле внутри страны? На эти и многие другие вопросы в ходе “прямой линии” с нашими читателями ответили президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана Нурсадык АБИШЕВ и исполнительный директор этой организации Жибек АЖИБАЕВА (на снимке внизу).

Алла НИГМЕТОВА, Алматы
По новому закону с 1 января 2014 года все продавцы на рынках должны обзавестись пос-терминалами для приема платежей с помощью банковских карточек. Как вы считаете, готовы ли торгующие к этому?
Нурсадык АБИШЕВ: Конечно, не готовы. Этот вопрос нормально не проработан. Например, нас беспокоит проблема банковских комиссий за такие платежи. Скажем, если я в банке беру кредит, то под 15 процентов. Это в год. А тут за одну транзакцию по карте предприниматель должен отстегнуть банку 3 процента. Это же обдираловка! У предпринимателя не так много денег, чтобы без конца спонсировать банки. Им гораздо удобнее работать с наличкой хотя бы потому, что эти деньги будут постоянно в обороте. И чем их больше в распоряжении предпринимателя, тем быстрее он сможет заработать.
Я думаю, предприниматели будут уклоняться от этого нововведения. В крайнем случае поставят у себя терминал, а пользоваться им не будут. Либо установят две цены на свой товар - одну для наличных расчетов, а другую, повыше, для тех, кто хочет платить через терминал.

Жибек АЖИБАЕВА: Сама идея по обязательному и быстрому внедрению терминалов плоха. Мы считаем, таким образом идет откровенное лоббирование интересов банков, внедряется узаконенная форма отъема денег. И поэтому у нас возникает резонный вопрос: а правительство вообще проводило экспертизу этого закона на том этапе, когда он был проектом? Ведь даже с технической точки зрения страна не готова: не завезено такого большого количества терминалов. И банки сняли с себя все обязательства. Они говорят бизнесу: вы сами должны приобретать терминал. А почему предприниматель должен покупать на свои кровные, если доход с аппарата будет иметь банк?
И еще вопрос: на окраинах, в райцентрах - далеко не везде есть Интернет и телефонные линии. А без этого терминал не работает. Так почему предприниматель должен проводить коммуникации за свой счет? А какова эффективность этого нововведения, кто-нибудь посчитал? Станет ли цена товара более привлекательной для потребителей? Сомневаюсь.
А налоговикам ведь будет все равно. Прикрываясь законом, они пойдут выписывать штрафы. И крайним, как обычно, останется предприниматель. Но мы считаем, что за эту неорганизованность всю ответственность на себя должен взять автор этого закона.
- Сколько предпринимателей охватит этот закон?
Ж.А.: В Казахстане заняты в торговле около 2,5 млн. человек.

Александр ТИХОНОВ, Алматы:
Летом на алматинской барахолке был большой пожар. После этого вновь заговорили о переносе этих рынков. Как вы считаете, насколько это целесообразно?
Н.А.: В бюджете города нет денег на такой масштабный перенос. А просто так взять и закрыть рынки невозможно. Государство должно позаботиться о своих гражданах и выделить деньги. Работающие на рынках люди не бастовали, маршами в Астану не ходили. Все эти годы они работали, содержали свои семьи и отчисляли деньги в бюджет. И теперь просто взять их и силовыми методами выкинуть на улицу - неправильно. Нужно плавно, без эксцессов построить новые добротные торговые дома и предложить работать людям там.
От пожара пострадали не чужие люди, а граждане Казахстана. И надо было помочь людям. Стоило дать им понять, что они не одни в беде. Но государство самоустранилось. Акимат, правда, хотел их трудоустроить, но из этого ничего не вышло.
- Почему?
- Там, где им предложили работать, невозможно вести торговлю. Ведь погорели оптовики. К ним на больших фурах приезжали закупаться люди с других городов Казахстана. А чиновники перевели их по нескольку человек на обычные рынки, где нет условий для оптовой торговли. Клиенты не будут бегать и искать их точечно.

Азамат, Алматы:
Недавно в управлении земельных отношений Алматы заявили, что 28 рынков города находятся за красной линией и будут снесены. Почему на эту проблему обратили внимание только сейчас?
Ж.А.: Любопытно, что когда-то владельцам этих рынков чиновники спокойно подписали и выдали учредительные и разрешительные документы. А теперь говорят, что базары там находятся незаконно. Так сами же чиновники породили проблему!
Н.А.: И кто понес за это наказание? Уважаемые бастыки, разберитесь не с рынками, а с теми, кто выдавал разрешительные документы. Пусть государство отвечает за своих чиновников как морально, так и материально.


Ермек АБУОВ, Астана:
Сильно ли повлиял на торговлю в Казахстане Таможенный союз?
Н.А.: Не сильно, только мзда выросла. Да, власти вроде бы выставили рогатки на китайской и киргизской границах. Но при этом товары как шли, так и идут. Только это обходится дороже. Кстати, недавно мы проводили эксперимент. В Киргизии загрузили машину с зеленью и хотели официально провезти ее через границу в РК. Но не тут-то было! Два дня нас мариновали на Кордае. Притом что товар у нас был скоропортящийся. Отговорки были разные: то у таможенников терминал не работал, то брокера нет, то кассира... Мы суетились, бегали, звонили. При этом другие машины почему-то спокойно проходили границу. В итоге мы дозвонились чиновникам в Астану. На границе всех подняли на ноги. Кого-то из таможенников из дома привели, заставили открыть кассы. Отсюда вопрос: как же тогда другие машины спокойно проходили?
Страшно даже не от того, что нормальный товар контрабандой завозят. Ведь под видом такого груза можно спокойно завезти наркотики и оружие без досмотра. Отдали взятку - и машина прошла. Боюсь, наши границы для этой дряни открыты.
Мы настолько погрязли в коррупции, что соседи уже в обход Казахстана стали строить дороги. Например, недавно Киргизия открыла два своих пограничных перехода с Китаем.
Ж.А.: А с дорогами у нас вообще катастрофа. По Казахстану большегрузным машинам днем ездить запрещено: у нас дорожное покрытие очень тонкое, тает на солнце и проваливается. А ночью через каждые 2 часа водитель должен делать перерыв, останавливаться. В таком случае о какой низкой цене на товар можно говорить?
Еще одна проблема - максимально допустимый вес машины. В Казахстане это 24 тонны. А по миру ездят грузовики и по 35 тонн, и выше. Из Китая, например, вообще возят товар до 60 тонн на одной фуре. В итоге навстречу такому грузовику надо отправить три наших, чтобы по территории Казахстана довезти товар к месту назначения. Нашим чиновникам надо думать о нормальных дорогах, но им проще ввести ограничения.
Н.А.: В 90-е годы наши предприниматели (а не правительство) очень мощно поработали, используя транзитный потенциал страны. Бизнесмены создали громадные рынки, и через нас китайские товары шли в Россию, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Туркмению. Сейчас благодаря нашим чиновникам мы потеряли эти рынки. Теперь, наоборот, граждане ездят, например, в Киргизию - там на базаре “Дордой” выгоднее покупать товары. А мы стали неконкурентоспособными.

Алия, Алматы:
Я и тысячи моих коллег уже давно торгуем на рынке “Баянаул” в Алматы. Недавно узнали, что он будет снесен. На его месте будут пробивать улицу Толе би. Скажите, положены ли нам какие-то компенсации?
Н.А.: Недавно мы были в командировке во Франции. Нам рассказали: раньше в центре Парижа тоже были рынки, из-за которых возникали пробки. Тогда было принято постановление правительства о переносе рынков за город. И власти предложили предпринимателям: если у вас в собственности было 5 квадратных метров торговой площади, мы вам дадим 15 на новом месте. Если не хотите - получите компенсацию. И с людьми договорились так, что не было никаких проблем. И это во Франции, на родине бунтов и революций! Чиновники нам признались: им было страшно потерять хотя бы одного предпринимателя.
Вот и мы говорим нашим бастыкам: вы организуйте другой рынок и грамотно туда переведите всех торгующих. И должна быть достойная компенсация. Ведь одно дело, когда сам по себе контейнер стоит каких-нибудь $5 тысяч. То есть почти ничего - без наработанной клиентуры. И совсем другое дело, когда контейнер все знают и он стоит на хорошем проходном месте. В таком случае его цена - уже $100 тысяч. И это тоже нужно учитывать. Ведь люди по 20 лет нарабатывали там бизнес, а их этого хотят лишить.
И новые рынки надо делать цивилизованными - с капитальным зданием, парковкой. А сейчас, например, в районе аэропорта Алматы, по Кульджинскому тракту, строят новый рынок, и опять контейнерный. Но ведь мы говорим о переходе к цивилизованной торговле! И опять же кто-то из чиновников на это дает разрешение.

На “прямой линии” дежурил Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть