Анатомия потребления
На вопросы наших читателей отвечает депутат мажилиса, президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана РОМАНОВСКАЯ (на снимке внизу).
Амантай МАМБЕТОВ, Алматы:
Насколько я знаю, в России и Белоруссии настоящее молоко в торговых точках хранится не более 5-7 дней. На упаковке так и указано, что это настоящее молоко. У нас в Казахстане продают молочные напитки, а на упаковках указано, что это молоко и срок его хранения - до трех лет. А ведь разница в цене молока и молочного напитка существенная. Кто и как проверяет качество молока и молочных продуктов, которые реализуются в наших торговых точках? Почему госорганы не защищают интересы простых потребителей?
- Даже когда товар получает сертификат соответствия, это свидетельствует о его безопасности, но не о качестве. Ситуация крайне неприятная. Сегодня в Казахстане нет ни одного государственного органа, который бы следил за тем, соблюдают ли производители законы при выпуске своего продукта. Проще говоря, ни один чиновник даже не пытается проверять, соответствует ли содержимое упаковки заявленному составу.
У нас есть комитет по техническому регулированию, который волею судеб превратился в мальчика для битья, и теперь его сотрудники боятся голову поднять. К примеру, в Алматы, двухмиллионном мегаполисе, работают 15 специалистов, которые занимаются исключительно разбором жалоб потребителей. Более того, у нас до последнего времени не было даже лаборатории, где можно было бы провести тщательное исследование продукта и сделать заключение. Поэтому и не приходится удивляться, что на пакете написано “настоящее отборное молоко” чуть ли не напрямую из коровника, а на самом деле - разбавленное водой пальмовое масло. Да, к сожалению, отдельные казахстанские производители используют в качестве концентрата пальмовое масло, а не молочный порошок.
У нас очень слабое законодательство в сфере защиты прав потребителей. Вот сейчас вновь начались разговоры о необходимости создания госоргана, отвечающего за это направление. Я, если честно, не сторонник этой идеи. Все равно к каждому предпринимателю не приставишь по чиновнику. Выход надо искать в другом. Следует повышать образованность потребителей. Даже одна полноценная, регулярно выходящая в эфир телепередача способна заметно повысить грамотность населения. Ведь за счет потребительского всеобуча можно контролировать производителей гораздо лучше, чем это сделают госорганы. Раз в неделю показывай продуктовый рейтинг - какие отзывы у людей, какое заключение вынесла лаборатория. Вот вам прозрачный механизм воздействия на предпринимателей. Продажи некачественных товаров начнут падать, недобросовестные производители задумаются.
И главное, что не могут понять наши бизнесмены: плохой товар будет вытеснен с рынка иностранными конкурентами. Людей невозможно обманывать до бесконечности. Вот и в случае с молоком - почему так много брендов из России присутствует на наших полках? Да просто молоко у них лучше, потому что есть контроль за производством! Войдем в ВТО - нас вообще завалят товарами из дальнего зарубежья, которые будут дешевле и лучше местных.
Ирина САЗОНТОВА, Астана:
В кофейне нам подали заказанное в грязной чашке. Мы не стали поднимать скандал, а просто ушли. Как правильно вести себя в данной ситуации?
- Фотографировать посуду и выкладывать снимки в социальные сети, чтобы побольше людей узнало об этом заведении. Я уверена, что таким кофейням и ресторанам нужна антиреклама. Люди ведь и не знают, что грязная чашка - это уже повод для обращения в суд, где можно требовать возмещения морального ущерба. Вы пришли отдохнуть и поесть, а не подвергать свое здоровье опасности. К сожалению, сейчас люди не хотят себя защищать или не знают, как это делать.
Семья КАРАБАЛИНЫХ, Алматы:
Светлана Юрьевна, несколько лет назад мы обращались в вашу организацию за помощью по поводу неисправной техники, и ваши специалисты нас проконсультировали. Сейчас вы работаете в парламенте. А продолжает ли свою деятельность Лига потребителей без вас?
- Да, продолжает, но, увы, уже не так мощно, как несколько лет назад. Буду откровенна: Национальную лигу потребителей я содержала на собственные средства. Лет 10 назад была какая-то международная помощь, но все-таки основные расходы погашала я лично, поскольку могла параллельно заниматься предпринимательской деятельностью, проводить семинары, читать лекции.
Сейчас я депутат парламента, подрабатывать где-то не имею права, поэтому и лишних денег на Лигу потребителей у меня нет. К огромному сожалению, организация никакой поддержки от государства не имеет. Да, Агентство по защите конкуренции профинансировало нам производство телепередач, но это была разовая акция, как я понимаю. Соответственно, когда нет полноценного финансирования, нет и возможности оплачивать работу специалистов. Поэтому Лига потребителей слабеет. Получается, что защита прав потребителей нужна только Романовской. Вот конкретная ситуация. Мы обратились в госорганы с просьбой помочь найти помещение для офиса Лиги потребителей в Астане на льготных условиях. Нам нужна-то одна большая комната, где могли бы разместиться наши работники. Вроде бы благое дело - защищать права людей, помогать им, бороться за их здоровье, давать юридические консультации. Но никто помогать не хочет! Остается только одно - приглашать людей вступать в Национальную лигу потребителей. Я была в США, где за счет членских взносов Общество по защите прав потребителей может на равных бороться с крупными производителями. А там, вы знаете, даже помятая упаковка товара - уже повод для судебного разбирательства.
Ольга, Алматы (вопрос поступил по электронной почте):
После отдыха с семьей в аквапарке у меня и моего мужа появился жуткий кашель, насморк, а у дочери - рвота. У друзей похожие симптомы. Не хотим оставлять это дело так. Куда лучше обращаться?
- Если речь идет о вирусной инфекции или другом раздражителе, то надо обращаться в санитарно-эпидемиологическую службу, писать жалобу, требовать проведения проверки. Нужно собрать все документы - чек за оплату услуг аквапарка, диагноз врачей, заключения СЭС. И идти в суд, требовать возмещения ущерба.
Канат ТАЖИКБАЕВ, Алматинская область:
Говорят, что Казахстан занимает седьмое место в мире по количеству алкоголиков. Вот я знаю, что в Алматинской области работает народная целительница, которая реально помогает избавиться от зависимости. Почему государство никак не поощряет таких людей?
- Седьмое место - это неправда, казахстанцы не пьют так много. Во многих европейских странах вино или пиво - как у нас вода, просто напиток для утоления жажды. Что касается народной целительницы, то поощрять ее должны люди, которым она помогла. Если же она принципиально не берет денег за свою помощь, то ее отблагодарит Бог.
Эльвира ГИМАНОВА, Алматы (вопрос поступил по электронной почте):
Правда ли, что все мясо в Казахстане - китайское?
- Не только китайское, есть и бразильское, и киргизское. Казахстанское тоже есть, но не так много, как хотелось бы. А китайское мясо легко отличить - оно формовое, упаковано пластами. Я сама бывала в Китае и видела, как они откармливают скотину на убой, и после этого зареклась покупать их мясо. Нас возили на свиноферму. Животное кормят неизвестно чем через специальную трубку. Челюсть у свиньи атрофирована, жевать ей не надо. Конечности очень слабые, а вес туши - килограммов 200, не меньше. Она лежит на деревянном настиле, и время от времени ее поднимают специальным краном. Вот так заготавливают мясо, которое мы потом покупаем и едим.
И опять же никто из госорганов особо не контролирует процесс продажи зарубежных товаров. На базаре ветеринар “нарисует” любую справку.
Рынки забиты китайскими яблоками. А мы видели, что на одном дереве растут 5-6 сортов. Спрашивали: как такое возможно? Оказывается, каждый плод держат закрытым в сумочке и опрыскивают специальным раствором. Вот и получается, что одно яблочко красное, второе - зеленое, третье - желтое, а четвертое огромных размеров, как будто наш апорт. И мы это едим.
Конечно, кто-то может сказать, что это громкое заявление, но почему тогда наши дети сплошь и рядом болеют аллергией? У нас раньше такого не было, потому что питались нормальным мясом и местными помидорами, а не выращенными на химикатах.
К сожалению, мы сами создали условия, при которых огромное количество китайских продуктов и товаров попадает в наши магазины. Я сейчас говорю не только о продуктах питания. К примеру, в наших школах стоят парты китайского производства, потому что они дешевле казахстанских. А между тем нашим детям они не подходят - просто потому, что китайцы ниже ростом. Поэтому казахстанские школьники сидят, поджав ноги, согнув спину. Отсюда заболевания суставов, позвоночника. Мы ведь сами бьем по здоровью нашего будущего поколения. И все из-за чего? Из-за тендеров, где побеждают те, кто предлагает самый дешевый товар.
На “прямой линии” дежурил Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы
04.09.2013