Бахыт ТУМЕНОВА, глава фонда “Амансаулык”: Надо лечить пациента, а не болезнь

Готовы ли казахстанцы к внедрению обязательного медицинского страхования? Заслуживает ли нынешний министр здравоохранения отставки? К кому обращаться, если врач халатно относится к своим обязанностям? На эти и другие вопросы в ходе “прямой линии” с нашими читателями ответила президент фонда по защите прав пациентов “Амансаулык” Бахыт ТУМЕНОВА (на снимке).
Ольга Валерьевна, Алматы:
Уже четвертый год не утихают скандалы вокруг заражения в больницах гепатитом детей, больных раком крови. Минздрав и прокуратура проводят проверку за проверкой, но не находят источников заражения. Так, может, гепатит появляется сам по себе у детей с ослабленным организмом, как говорят некоторые защитники врачей?
- По данным ВОЗ, в мире насчитывается около 250 млн. человек, которые болеют гепатитом С. Заражаются им в основном во время операций, переливания крови или инъекций. Поэтому совершенно ненормально, когда происходит заражение определенной группы пациентов, которые получали лечение в одном месте и за короткий период времени. Обычно в таких случаях говорят о массовом заражении. Зачастую это происходит из-за нарушений правил инфекционного контроля. А вот где именно они нарушаются - другой вопрос. Это может произойти на уровне подготовки доноров, заготовки крови, а может вообще не быть связано со службой переливания - заражение может случиться в больнице, где получали лечение пациенты. Нельзя исключать и человеческий фактор - скажем, не очень ответственный медработник колол одним шприцем пациентов - больного и здорового. Я не знаю, как именно заразились дети. Но уверена, что Минздраву надо не отрешаться от проблемы, не пытаться переложить ее на плечи пострадавших людей, а выяснить истинную причину заражения.
Азамат, Астана:
Ваша единомышленница президент фонда “Ђлаѓатты жанђя” Марианна ГУРИНА считает, что из-за заражения гепатитом С детей с лейкозом должна уйти в отставку нынешний министр здравоохранения Салидат КАИРБЕКОВА. Неужели это решит проблему?
- Я не требую ее отставки. От того, что мы поменяем министра, толку не будет. В 2009 году, когда родители зараженных детей впервые подняли скандал, министром был Жаксылык ДОСКАЛИЕВ.
Мне кажется, госпоже Каирбековой надо было засучить рукава, самой возглавить комиссию и по-настоящему разобраться в ситуации. Ведь гепатит С - не корь и не ветрянка и не распространяется по воздуху. Надо было разобраться, но не для того, чтобы кого-то наказать, а чтобы найти источник и предотвратить дальнейшее заражение. А наши чиновники только и знают, что оправдываются: мол, мы не виноваты.
Более того, некоторые чиновники препятствовали разбирательству.
Когда мамы зараженных гепатитом детей судились с врачами, родители попытались пригласить в суд инфекционистов, чтобы они как эксперты дали свои показания. Но те четко сказали: им запретило руководство. Получается, система скрывает какие-то вещи, желая показаться лучше, чем есть на самом деле. Минздрав по сути занял страусиную позицию. А я считаю, что в этом вопросе должна быть открытость. И для расследования ситуации надо привлекать общественных экспертов.
Алима Сапаровна, Алматы:
Я пенсионерка, постоянно получаю лекарства в поликлинике (когда они есть в наличии). Врачи выдают препарат, но он мне не помогает. Я прошу выписать другой, но доктор говорит: государство его не закупает, приобретайте сами. Такая же история у многих моих знакомых. Скажите, почему в госклиниках раздают медикаменты, от которых нет эффекта? Не похоже ли это на бездумную растрату госсредств?
- В мире насчитывается 14 тыс. заболеваний, каждое из которых протекает по-своему у каждого из 7 млрд. жителей планеты. В Казахстане выработаны определенные стандарты лечения многих заболеваний, но они очень усредненные. И те лекарства, которые закупаются в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, опираются на эти стандарты. То есть одну болезнь хотят лечить у всех одним-двумя препаратами. Но лечить-то надо не болезнь, а конкретного больного! И если медикамент ему не помогает, надо менять лекарство. Индивидуальный подбор препаратов - одно из прав, которое имеет наш пациент. И каждый врач, опираясь на это право, должен отстаивать интересы больного и требовать от своего руководства закупать необходимые эффективные лекарства.
Конечно, единому поставщику лекарств - компании “СК Фармация” - гораздо легче закупить лекарства одной марки и одной фирмы. И совсем другое дело - индивидуальный подход, сидеть и распределять: семерым больным с пересаженными почками нужен такой медикамент, а десяти - другой.
Если сегодня мы ставим во главу угла человека и качество его жизни, то нужно вникать в эти “мелочи”. И “СК Фармация” должна служить пациентам и врачам, а не врачи и пациенты должны становиться заложниками такой закупочной системы.
Кстати, заявки на закуп препаратов формируются не в министерстве, не в “СК Фармация”, а внизу - в больницах, поликлиниках. Поэтому врачу надо давать больше свободы - чтобы он мог выбрать, что лучше подходит его пациенту. В конце концов на это уходят деньги налогоплательщиков. И важно их не просто освоить, а чтобы они пошли на благо. Извините, в данном случае мы не шурупы однотипные покупаем.
Эльмира ХАСАНОВА, Алматы:
Недавно моей родственнице надо было пройти обследование - сделать МРТ головного мозга. Приехали в государственный медицинский центр, а там очередь на два месяца вперед. Мы решили пройти обследование платно. Нам сказали: если заплатим 15 тыс. тенге, то сможем пройти МРТ через месяц, а если 30 тыс. тенге - то сразу. Почему государство покупает дорогостоящие аппараты на деньги налогоплательщиков, из бюджета врачам платят зарплату, но при этом мы не можем пройти такое дорогостоящее обследование сразу и бесплатно? Или это такой вид бизнеса под крылом государства?
- Это, конечно, не дело, когда пациента по жизненно важным показателям просят прийти на диагностику через несколько месяцев. Да, у нас многие виды обследований и анализов покрываются за счет государства. Но население стареет, увеличивается продолжительность жизни, и сегодня спрос на многие виды медицинского обслуживания значительно превышает предложение. Это, конечно, ненормальная ситуация. И от этого в основном страдают амбулаторные пациенты. Считаю, государству надо значительно увеличивать финансирование амбулаторного обследования. Это, кстати, та же профилактическая медицина, о которой сейчас так много говорят в Астане. Тут нужно срочно привести объем оказываемых медуслуг в соответствие с потребностями населения.
Здесь, кстати, и элементарная экономика: чем больше мы будем выделять деньги на первичную медико-санитарную помощь в поликлиниках и диагностических центрах, тем в итоге меньше будет потребности в высокоспециализированной хирургической помощи.
Арман, Актобе:
Во многих цивилизованных странах мира внедрено обязательное медицинское страхование. У нас его тоже пытались запустить 15 лет назад, но безуспешно - собранные деньги были разворованы. Может, настал момент сейчас? Это ведь поможет пациентам самим выбирать клиники и врачей, избавит от очередей и других ужасов государственных медучреждений.
- Обязательное медицинское страхование - инструмент очень хороший. Его принцип: за работающих граждан медстраховку покупает работодатель, за остальных - государство. В 90-е годы, когда эту систему пытались внедрить, время было не очень удобное - экономика лежала на боку, было очень много безработных. Сейчас можно было бы попробовать внедрить эту систему. Но есть два больших “но”. Во-первых, большая часть наших граждан получает зарплату в конвертах. Кто за них будет платить страховые взносы? Во-вторых, в Казахстане очень большое количество так называемых самозанятых. Получается, все они опять будут сидеть на шее у государства. Считаю, что пока мы не решим проблемы коррупции, черного нала, самозанятых, введение обязательного медицинского страхования чревато негативными последствиями.
Телефоны горячей линии “Амансаулык” в Алматы: 8(727) 313-15-40, 8-707-137-61-84, 8-700-496-83-30.
На “прямой линии” дежурил Виктор БУРДИН, фото Романа Егорова и Владимира Заикина, Алматы
14.08.2013

Виктор БУРДИН