4039

Бахыт СЫЗДЫКОВА: У наших спортсменов - протезы Второй мировой...

Паралимпийцы, несмотря на отсутствие нормального инвентаря и

стабильного финансирования, радуют болельщиков красивыми победами.

И радуются сами...

Когда две недели назад мы договаривались о “прямой линии” с известной общественницей, депутатом мажилиса четвертого созыва Бахыт СЫЗДЫКОВОЙ, признаться, не ожидали, что редакцию просто завалят вопросами и предложениями. Сейчас Бахыт Ахметовна работает вице-президентом Национального паралимпийского комитета (НПК), возглавляет исполком этой организации, и, видимо, поэтому подавляющее большинство вопросов касалось жизни спортсменов с ограниченными физическими возможностями. К слову, часть просьб и обращений не вошла в “прямую линию” - госпожа Сыздыкова пообещала ответить вопросителям и заявителям лично.

Руслан АЛДИЯРУЛЫ:
Где находится офис Национального паралимпийского комитета, как с вами можно связаться?
- С нами легко связаться - пишите нам на электронную почту npcrk@paralympic.kz. А вот офиса у нашего комитета пока нет. Как выяснилось, в Астане очень сложно найти подходящее помещение, оборудованное пандусами, лифтами и подъемниками. Или очень дорого, или инвалидам будет сложно к нам добираться. Поэтому пока мы ищем место для офиса. Напишите нам на электронку, Руслан! Мы с вами свяжемся и обязательно встретимся.


Айдар КОЖАХОНУЛЫ, Алматы:
Есть ли филиалы вашего комитета в регионах?
- Да, мы работаем с регионами. В этом году паралимпийский комитет перерегистрировал свой устав, теперь мы республиканское общественное объединение. Сейчас активно общаемся с людьми в регионах. Очень многие воп­росы решает исполнительный секретарь НПК Али АМАНБАЕВ. Я думаю, в 2014 году будут открыты филиалы НПК во всех регионах страны.


Сакен МАШЕЕВ, Алматы:
Для спортсменов - призеров Олимпийских игр - существует материальное вознаграждение от государства. Предусмотрено ли такое для участников Паралимпийских игр?
- Да, государство гарантирует выплату денежных премий призерам Паралимпийских игр. Хотя сумма эта в два раза меньше, чем у олимпийцев. Мы надеемся, что в рамках нового закона сумеем преодолеть это неравенство. И будем ждать медалей на предстоящих Играх. Пока у нас за всю историю паралимпийского движения есть лишь одна медаль - в 1994 году серебро в Лиллехаммере завоевала Любовь ВОРОБЬЕВА из Восточного Казахстана.


Элеонора, Астана:
Какие условия на сегодняшний день созданы в Казахстане для занятий спортом людям с ограниченными возможностями? И какие законы регулируют в настоящее время в нашей стране паралимпийский спорт?
- Давайте начнем с законов. Так как наша страна является членом Международного паралимпийского комитета, мы должны действовать согласно установленным этой организацией правилам. Когда я только пришла трудиться в наш комитет, первым делом скачала и распечатала этот документ. Там прописаны мельчайшие подробности проведения соревнований и тренировок атлетов. Что касается нашего, отечественного, законодательства, то мы руководствуемся прежде всего Законом “О физической культуре и спорте”.
Когда я была депутатом мажилиса, то мы вместе с коллегой Майрой Араповной АЙСИНОЙ работали над поправками в этот документ. В целом закон получился неплохим, но, если честно, я только сейчас понимаю, как мало тогда знала о паралимпийцах. В данный момент агентство по спорту дорабатывает закон в новой редакции. Мы тоже участвуем в этой работе. Нами предложено около 30 поправок, касающихся непосредственно спортсменов с ограниченными физическими возможностями. Сейчас закон разграничивает спортсменов-инвалидов: есть паралимпийцы, есть сурдолимпийцы, есть ребята, вовлеченные в движение “Спешл Олимпикс”. Обычные люди даже и не знают, в чем их различие. А о том, что государство должно обеспечить всем необходимым в рамках подготовки таких спортсменов, в законе не прописано ни слова. По сути, права атлетов-инвалидов нынешняя редакция закона в должной мере не защищает. Мы хотим это исправить.
Если сравнивать то, что имеют обычные спортсмены и спортсмены с инвалидностью, - это небо и земля. Уж слишком неравные условия. Это касается в первую очередь финансирования: у обычных спорт­сменов выше зарплаты и премии, для них строят спорткомплексы, им организуют сборы и тренировки за рубежом. Паралимпийцы же банально не могут попасть на территорию спортивных объектов: не везде есть пандусы, некоторые просто не могут выйти на улицу, поскольку живут в обычных домах, не оборудованных лифтами и подъемниками.
Речь ведь не идет о строительстве специальных дворцов спорта или стадионов. Достаточно за небольшие деньги дооснастить уже имеющиеся спортивные объекты. Я недавно была на чемпионате мира по легкой атлетике во Франции. И у меня двоякие чувства. С одной стороны, я горжусь нашей страной, нашими достижениями последних лет во всех сферах. Но в то же время мне было стыдно за Казахстан. У нас богатое государство, но мы не можем обеспечить наших спорт­сменов нормальными колясками и протезами. Я такие протезы, какие есть у наших спорт­сменов, только в фильмах про Вторую мировую войну видела. Так не должно быть! Безусловно, Национальный паралимпийский комитет страны сейчас будет искать средства для наших атлетов. Президент НПК Дархан КАЛЕТАЕВ многое сейчас для этого делает. Наш генеральный спонсор - фонд “Самрук-Казына” - выделил нам на этот год 72 миллиона тенге. Но этого крайне мало. Надеемся, что найдутся другие отзывчивые люди.


Asem kaz, вопрос поступил на электронную почту:
Планируется ли участие нашей команды паралимпийцев на Олимпиаде в Сочи?
- Достойное выступление в Сочи - одна из главных задач нашего комитета. Не так давно мы встречались с нашими зарубежными коллегами и обсуждали международные соревнования. Наши соседи, например, всерьез озадачены подготовкой к Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро. А у нас еще не сформирована команда для поездки в Сочи! Это как раз говорит о том, что мы только начинаем свою работу, нам многому надо научиться.


Аида ДОСАЕВА, Алматы:
В каких видах спорта мы сильны в паралимпийском движении?
- У нас очень сильная команда по волейболу сидя. Сейчас, правда, там возникла непонятная ситуация с тренером. Бывшего наставника отстранили от работы по решению тренерского совета дирекции штатных национальных команд. Игрокам это не понравилось, они попросили разобраться с этим вопросом Дархана Амановича (Калетаева. - М.К.). В ближайшее время мы хотим встретиться со спортсменами и тренерами, выяснить причину увольнения, найти какой-то компромисс. Я считаю, что мнение игроков игнорировать нельзя.


Галым БАЙТАСОВ, вопрос поступил на электронную почту:
Сколько в Казахстане спорт­сменов-паралимпийцев?
- Очень хороший вопрос! По статистике, людей с ограниченными физическими возможностями в нашей стране больше 600 тысяч. Разумеется, многим из них занятия спортом противопоказаны. Но! В мае мы проводили летнюю республиканскую спартакиаду в Таразе, куда приехали свыше 800 спортсменов-паралимпийцев. Вот это реальная цифра. Сравните: 600 тысяч и 800 человек. Хотя, по нашим данным, постоянно вовлечены в спорт около 16 тысяч инвалидов. Все-таки подавляющее большинство просто не имеет возможности заниматься спортом, о чем я уже говорила. К сказанному добавлю, что 193 спортсмена с инвалидностью имеют звание мастера спорта.


Геннадий ПАК, вопрос поступил на электронную почту:
Можете ли вы посодействовать в вопросе издания спортивно-методической литературы для спортсменов с ограниченными возможностями?
- Конечно! Я вам даже больше скажу - мы очень нуждаемся в специализированной литературе. Геннадий, я вам тоже напишу на электронную почту, и мы с вами обязательно встретимся.


Жанар АДИЛЬХАНОВА, Астана:
Мне нравятся ваши платья. Хочу платье, как у вас! Что делать? И еще: я бы хотела работать с вами. У вас есть вакансии?
- Я вам открою секрет. Мечтаю когда-нибудь выпустить собственную линию одежды, рассчитанную на людей разных размеров и разных возрастов. И мои платья, конечно, попадут в коллекцию. Я верю, что моя мечта обязательно сбудется. Ну а если вам понравилось одно из моих платьев, я могу вам его подарить. Мне будет приятно. Что касается работы, то у нас в паралимпийском комитете действительно есть вакансии. Поскольку мы активно сотрудничаем с международными организациями, то одно из условий ко всем работникам - обязательное знание иностранного языка. А вообще мы активно ищем креативных, талант­ливых, трудолюбивых людей. Пишите нам на e-mail.


Аида ДОСАЕВА, Алматы:
Почему единственный нормальный страновой PR-проект - команда КВН “Астана KZ” - приказал долго жить?
- Газета “Время” писала на эту тему (см. “Мы начинаем КВН?”, “Время” от 23.5.2013 г.). Если говорить кратко, то проект закрылся из-за недостаточного финансирования. На протяжении четырех последних лет денег становилось все меньше, а расходов - все больше. Чтобы сводить концы с концами, мне как руководителю команды приходилось брать кредиты, залезать в долги. В итоге я была вынуждена продать свой дом, чтобы расплатиться с кредиторами. Но я уверена: несмотря на все трудности, “Астана KZ” еще выступит на большой сцене! Творческий потенциал у коллектива есть. Все, что нужно, - небольшая финансовая поддержка.


Михаил КОЗАЧКОВ, фото из личного архива Бахыт СЫЗДЫКОВОЙ, Алматы

07.08.2013

Поделиться
Класснуть