Цветы на обочине
Кто может взять ребенка из детского дома под свою опеку? На какие проблемы необходимо обращать внимание благотворительным организациям? Правда ли, что в республике закроют детские дома? На эти и многие другие вопросы наших читателей отвечает директор фонда “Добровольное общество “Милосердие” (ДОМ) Аружан САИН (на снимке).
Андрей ВАСИЛЬЕВ, Алматы:
В Казахстане создан интернет-банк данных детей, подлежащих усыновлению. Кто-то уже нашел семью благодаря этому сайту?
- Портал www.usynovite.kz - это совместный проект фонда ДОМ и комитета по охране прав детей Министерства образования и науки (МОН) Казахстана. На портале мы постарались собрать полную информацию о законах и правилах, регулирующих устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Но самое главное, создан онлайн-банк данных детей, подлежащих опеке, усыновлению и патронату. За год существования портала 87 детей нашли свои семьи именно через онлайн-банк! Мы стараемся сделать базу данных как можно более полной и очень рассчитываем на то, что сотрудники в региональных департаментах образования, осуществляющие опеку и попечительство, будут нам высылать анкеты детей в гораздо большем количестве, нежели сейчас.
Галина ВИНОГРАДОВА, Алматы:
На какие проблемы, на ваш взгляд, необходимо обратить внимание фондам и благотворителям?
- Одна из острых проблем - это помощь взрослым людям, которым нужно лечение за рубежом. К нам очень часто обращаются взрослые или их родственники. И понимаете, ведь по сути нет разницы, сколько лет человеку - ему нужна помощь и в 25, и в 40 лет. Наш фонд физически не сможет справиться с таким направлением. А подобных фондов для взрослых нет.
Еще нужна какая-то более эффективная форма помощи семьям (а, как правило, это мамы-одиночки), воспитывающим детей-инвалидов. Когда ребенок с ограниченными возможностями вырастает - его болезнь не уходит. При этом пособие по уходу за ребенком (по инвалидности) снимают по достижении ребенком совершеннолетия, и получается, что проблема никуда не делась, а ту мизерную поддержку (около 17 000 тенге) у них забирают.
Елена ЦОЙ, Караганда:
В России запретили иностранцам усыновлять детей, а что с этим в Казахстане?
- Наше законодательство в этом отношении кардинально отличается от российского. С прошлого года вступил в силу новый Кодекс о браке, супружестве и семье, который в том числе регулирует и этот процесс. Теперь иностранные семьи не могут приезжать сюда для выбора ребенка, им отправляют анкеты детей, в отношении которых не состоялось усыновление гражданами Казахстана в течение трех месяцев после постановки на региональный учет органами, осуществляющими опеку. Заниматься усыновлением детей иностранными гражданами могут только сертифицированные в Казахстане агентства по усыновлению - ранее такого условия не было. И этот процесс координирует комитет по охране прав детей МОН РК.
Дамир СЕЙФУЛЛИН, Алматы:
В Казахстане планируют выплачивать единовременное пособие тем, кто решится на усыновление детей из детских домов. Что вы думаете по этому поводу? Насколько это реально?
- Сначала я бы хотела придраться к вашему слову “решиться”. На усыновление не “решаются”. Усыновление - это такой же способ появления ребенка в семье, как роды или ЭКО. И если человек сомневается, то лучше не стоит начинать. Я понимаю, что даже перед родами своего ребенка люди думают: а вовремя ли, а справлюсь ли и т. д. По поводу пособий: так как усыновление - это один из способов появления ребенка в семье, то пособия и прочие выплаты должны быть по умолчанию. Насколько это реально? На фоне урезания декретных выплат и увеличения пенсионного возраста женщин (пусть и через 4 года) не знаю даже.
Марат (вопрос присланпо электронной почте):
Сегодня много говорят о патронате как об альтернативной форме устройства в семьи детей-сирот. Расскажите об этом подробнее.
- Подробно все написано на нашем сайте. А если коротко, то патронатный воспитатель берет ребенка из государственного учреждения (детский дом, дом ребенка) на воспитание в свою семью. При этом государство оплачивает ему расходы на ребенка и плюс выплачивает заработную плату как воспитателю. Здесь зарплата зависит от того, какое у вас образование, есть ли педагогический стаж, квалификация и т. д. Патронат можно оформить над одним или несколькими детьми. При этом, как и при усыновлении и опеке, ребенок живет у вас в семье, ходит в школу, поликлинику, различные кружки.
Только при усыновлении ребенок становится равным в правах с вашими родными детьми: получает фамилию усыновителя, становится таким же наследником и прочее, включая сохранение тайны усыновления. А при опеке опекун не получает заработную плату, не может дать ребенку свою фамилию, но так же, как и при других формах, ребенок живет в вашей семье! У нас, к сожалению, более распространена форма опеки, когда дети приходятся родственниками опекунам. Например, не стало родителей, и тетя или дядя, бабушка берет ребенка под опеку. Хотя стать его опекуном могут и некровные родственники.
Зарина СУХОВА, Астана:
Мои друзья несколько лет стояли в очереди на усыновление ребенка, но им так и не дали осуществить мечту: то одна справка нужна, то другая. Последним решающим аргументом в отказе было то, что в семье потенциальных усыновителей рос родной ребенок. Насколько это правомерно?
- Правила и пакет документов для потенциальных усыновителей утверждены законодательно, и менять их не имеет права никто. Наличие кровного ребенка (даже нескольких) не может служить отказом усыновителям. Могут отказать, если, например, семья проживает в двухкомнатной квартире, где нет еще одной комнаты для усыновляемого ребенка, если он другого пола. Например, у вас есть дочка, но детская одна, а вы хотите усыновить мальчика. Тогда нужно, чтобы у разнополых детей были разные комнаты. Но никогда наличие ребенка не может быть основанием для отказа!
Бахыт (вопрос прислан по электронной почте):
Правда, что у нас хотят закрыть детские дома?
- Мне кажется, что иногда люди неверно понимают формулировку “закрытие детских домов”. Это не значит, что надо резко закрыть учреждения, а детей непонятно куда девать! Когда мы так говорим, имеем в виду то, что необходимо каждого ребенка, который остался без попечения родителей, устроить, передать на воспитание в семьи граждан Казахстана.
Как вы думаете, почему сюда к нам, в Россию, Китай, Африку едут усыновители из Европы, США и других развитых стран? Потому что у них на самом деле очень высокий социальный уровень, общество совершенно лояльно относится к воспитанию некровных детей, и там семья белых воспитывает чернокожего ребенка, афроамериканцы - ребенка азиатской национальности и т. д. Помимо этого там очень большая государственная и общественная помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей и взрослых с ограниченными возможностями. Для них реально можно создать все условия для полноценной жизни в семье и в стране, где у них будут равные со всеми права и возможности.
И чтобы усыновить гражданину Франции, например, ребенка во Франции, он будет стоять в очереди лет 6-7, так как там много людей, которые хотят усыновлять, опекать. А приехав в Россию, Китай или к нам, он может это сделать за несколько месяцев. У них дети попадают в государственное учреждение - приют, только временно, на месяц-два, пока ему не подберут семью! Я это к тому, что нам надо стремиться к такому же решению проблем детей, оставшихся без попечения родителей! Каждому ребенку нужны родители, которые могут ему дать любовь, заботу, воспитание, образование, ответственность и понимание, что такое семья.
Айгуль САБИРОВА, Талдыкорган:
Что вы считаете в работе фонда "ДОМ" самым тяжелым?
- Самое тяжелое - это смириться с тем, что не каждому ребенку могут помочь выздороветь врачи, собранные деньги, дикое желание родителей. Невозможно принять то, когда детки умирают. Это самое тяжелое.
Второе – это когда сталкиваешься с равнодушием и безответственностью людей.
Сакен (вопрос прислан на электронную почту):
Что вы вкладываете в понятие "счастье"?
Счастье – это когда ты живешь в гармонии с собой и окружающим миром. Когда здоровы твои близкие и родные люди, когда ты можешь заниматься любимым делом. И когда ты можешь быть счастливым независимо от количества денег и благ, которые у тебя есть в настоящий момент.
На “прямой линии” дежурила Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
10.07.2013