3529

А был ли дроппер?

В Костанае разбираются с поразительным - даже по нынешним временам! - случаем мошенничества. Аферисты не только сумели дискредитировать систему биометрии, но и научились её облапошивать

А был ли дроппер?

Это не преувеличение, а факт, доказанный расследованием Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Известен он стал благодаря истории, случившейся с костанайским электриком Сергеем КЛЕНИНЫМ.

Жил себе наш герой, не особо тужил, да и не барствовал. Тянул свою рабочую лямку, оплачивал потихоньку небольшие кредиты - в общем, жил как все. И тут приходит ему сообщение: пожалуйте в суд, объясните, почему не хотите отдать некоему гражданину Г. 900 тысяч тенге, которые тот перечислил на вашу карту, а вы тем самым незаконно обогатились.

- Извещение пришло внезапно в начале сентября, - вспоминает Сергей. - В информации значилось, что кто-то перекинул деньги на мой счет в Home Credit Bank. А я там никогда клиентом не был. По случайности оказался рядом с отделением, решил туда зайти. Интересуюсь, открыт ли здесь счет на мое имя. Менеджер отвечает: да, вы открыли счет 11 августа, но сейчас он заморожен.

Обескураженный “клиент” заявил, что это какая-то ошибка, а в ответ выслушал длинную тираду о том, что у банка все ходы записаны.

- Как это вы не открывали счет?! - возмущалась банковский менеджер. - Вы это сделали онлайн, прошли про­цедуру верификации, использовали ЭЦП. О чем тут говорить?! Да вы просто аккаунт свой продали мошенникам, а теперь разбираетесь!

Сергей вытребовал справку о движении средств и с большим удивлением узнал: всего за 11 августовских дней через открытый на его имя счет кто-то прогнал 8 млн тенге. Остаток денег на уже замороженном счете составил 23 тысячи.

Так на Кленина был наклеен ярлык дроппера, то есть со­участника в мошеннических схемах, посредника при выводе и отмывании похищенных денег.

Шокированный “дроппер” бегом из банка в горотдел полиции, где объяснил: так, мол, и так, я не я и карта банка не моя, а завтра уже суд, но я только что об этом узнал, помоги, родная полиция…

- Полицейские мне то же самое говорят: вы, мол, безответственный человек, раздаете свои сведения, открываете счета, передаете доступ к ним мошенникам, много вас тут таких ходит, - рассказывает наш герой. - Не добился я в ГОВД ничего, даже заявление не смог там написать.

                                                                        ***

Добила Сергея Кленина весть о том, что две его карты, открытые в других банках, работать перестали - на счета был наложен судебный арест. Он не смог получить зарплату, оставшись практически без средств к существованию.

В другом банке, выпустившем его зарплатную карточку, объяснили: теперь он в черном списке антифрод-системы и лишен возможности совершать банковские операции. Система эта предназначена для выявления и предотвращения мошеннических операций и служит задачам безопасности денежных переводов и защиты средств клиентов банков. Другими словами, Кленину перекрыли кислород.

Наутро предполагаемому помогатору аферистов пришлось участвовать в судебном онлайн-процессе. Это была беседа, в ходе которой Кленину было предложено подобру-поздорову и без лишних неприятностей вернуть деньги гражданину Г. Объяснения ответчика были восприняты с большим сомнением, а возмущенный отказ вернуть чужие деньги привел к назначению даты первого судебного разбирательства…

- Все вокруг говорили: мое дело гиблое, - вспоминает наш собеседник. - Но я собрался с духом, нанял юриста, и он раскопал такое, во что поверить трудно.

                                                                            ***

Адвокат Дмитрий ЛЕЛЕКОВ сумел найти сведения, изобличающие не безвестных пока мошенников, а… банк! И этот факт делает историю Кленина уникальной. Как знать, быть может, находки Лелекова помогут многим откреститься от несправедливых обвинений и даже спасут их от разорения. Так что читайте внимательно и запоминайте.

Первым делом юрист добился от Home Credit Bank получения первичных документов. Тех, которые свидетельствуют об обстоятельствах открытия счета на имя Кленина. И понял: онлайн-открытие счета действительно состоялось 11 августа. Оно сопровождалось предоставлением удостоверения личности и биометрическими процедурами. То есть клиент отправил банку через официальное приложение свое удостоверение, а затем встал перед камерой, показав свое лицо во всей красе. Вот только лицо - и на удостоверении, и перед видеоглазком - оказалось совсем не кленинским.

На личном документе Сергея вместо его фото - снимок какого-то юнца. Снимок этот кривой, и таких на удостоверениях не бывает: молодой человек буквально смотрит искоса, низко голову наклонив. При этом аналогичного изображения в уменьшенном черно-белом варианте, которое должно быть расположено в правом верхнем углу удостоверения, нет. А вот все личные данные героя нашей публикации есть, включая дату рождения. Кленину между тем 48 лет. Его “двойнику” на вид лет эдак на 25 меньше.

Дальше - больше. Документы о верификации личности Кленина содержат три фотографии, снятые во время онлайн-оформления банковского счета. На всех них тот же юноша, зафиксированный буквально полуголым. Тут уже совершенно ясно, что виртуальный Кленин совсем не тот, что реальный.

Сергей КЛЕНИН и лже-КЛЕНИН.

Что должна была сделать система банка, получив от клиента переданные им сведения? Конечно же, определить их достоверность. Что она сделала? Решила считать их настоящими. И дала добро мошеннику делать все, что ему захочется.

                                                                         ***

В том, как и почему это произошло, пришлось разбираться специалистам АРРФР, которые выяснили следующее. Да, банк провел идентификацию заявителя при регистрации в мобильном приложении. Да, банк при выпуске виртуальной карты связывался с клиентом по указанному им номеру телефона (этот номер не совпадает с кленинским). При этом привязка номера к ИИН Кленина в базе мобильных данных не проверялась. Да, биометрическая процедура имела место быть, но цифровые документы заявителя из государственной базы почему-то остались непроверенными. Наконец, банк, получив изображения заявителя, не сличил их с данными из государственной системы эталонных изображений.

И у мошенника все прошло как по маслу! А Home Credit Bank теперь ссылается на “технические ошибки и сбои в логике вызова процедуры био­метрической идентификации”.

Но вряд ли логика защиты банка спасет его от ответственности, потому что все вышеперечисленное - не ошибки, а нарушения существующих правил и требований. Рискнем предположить, что сами по себе такие ошибки не возникают, а значит, у мошенника был как минимум один подельник на банковской стороне…

                                                                          ***

В ответе на адвокатский запрос начальник управления АРРФР Асет КУАНЫШБАЕВ сообщил: “Будет рассмотрен вопрос о применении в отношении банка мер надзорного реагирования”.

И это хорошо. Вот только как долго протянет на голодном пайке Сергей Кленин?

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть

Свежее