Разоряются, но не сдаются!
Упорство госорганов в судах приводит к грандиозным убыткам для казны. Только в результате одного заведомо проигрышного для чиновников дела государство должно выплатить более 1,5 млн тенге в возмещение судебных расходов малого предприятия из Костаная
Примерно год назад были внесены изменения в процессуальные кодексы. Их суть в том, чтобы сократить нагрузку на суды и не обжаловать заведомо проигрышные для государства судебные решения. Чиновники на местах, прежде чем подавать апелляцию и кассацию, теперь обязаны согласовывать это с вышестоящим органом.
Раньше госорганы должны были судиться до конца: считалось, что если они не оспаривают решение не в их пользу, значит, что-то там нечисто и вообще пахнет коррупцией. Такое правило приводило к девятому валу жалоб от госучреждений, они судились бесконечно, невзирая на свою очевидную неправоту. И вот, казалось бы, вопрос решен. Ан нет!..
Кто-то кое-где у нас порой с упорством, достойным лучшего применения, продолжает сутяжничать. А потом, зализывая процессуальные раны, платит оппоненту солидные деньги. Конечно, не из своего кармана.
Самый последний такой случай зафиксирован в Костанае. Здесь нашла коса на камень в споре между небольшой фирмой - поставщиком сельхозтехники и таможней. Предприниматели, пользуясь государственными льготами, завезли в Казахстан пять спецмашин (разбрасыватели минеральных удобрений). Импортеры полагали, что обладают полным пакетом документов, необходимых для подтверждения права на нулевую налоговую ставку. Такая льгота полагается всем, кто привозит в страну нужные фермерам дефицитные рабочие машины. Однако использование стимула в виде налоговых льгот едва не обанкротило предпринимателей.
После предъявления сертификатов и растаможивания на фирму нагрянула проверка. Она установила: код ввезенных разбрасывателей удобрений бизнесмены определили неверно и технику эту следует считать… всего лишь прицепами. А значит, платите, коммерсы, административный штраф и крупные таможенные пошлины - свыше 6 000 000 тенге.
Для небольшой компании необходимость отдать такие деньги означала увидеть перед собой более чем явный призрак банкротства. Понимая свою правоту и не желая сдаваться (хотя жалобы, доказательства и разъяснения таможенники отвергали напрочь), предприниматели решили требуемую сумму заплатить. Не сделали бы этого - не смогли бы пользоваться счетами и имуществом. Вот почему они были вынуждены взять кредит в банке, чтобы погасить нарисованную им задолженность перед бюджетом.
Представьте себе, борьба за право не считаться верблюдом у этой фирмы заняла практически год! В каждой из судебных инстанций истец выигрывал, а департамент госдоходов по Костанайской области проигрывал. Но не сдавался! Видимо, надеялся, на изменчивый перст Фемиды.
Одного взгляда на эту технику достаточно, чтобы понять: да, это техника прицепная (см. фото). Однако у нее совершенно особенная форма, и она снабжена механическими агрегатами, которые позволяют ей равномерно разбрасывать удобрения на полях. То есть не просто перевозить в прицепе различные грузы, а совершать с его помощью и благодаря его конструкции конкретную технологическую операцию.
Таможенники на всех этапах судебных разбирательств в упор этого не видели и любые аргументы отвергали. На стороне ответчика была реальная сила - госорган и прокуроры. Поэтому споры и требования предпринимателей признать незаконными и отменить кучу актов и предписаний госорганов были очень тяжелыми и длительными.
А ведь бизнесменам все это время приходилось еще и работать, чтобы не загнуться окончательно. Под грузом вынужденного кредита, под прессом чиновников и надзорного органа они тянули свою предпринимательскую лямку и верили в справедливость. Естественно, потратились и на юриста, который представлял их интересы в суде.
- Каждое решение, вынесенное в пользу моих клиентов, сопровождалось взысканием денег с налогового органа, - говорит юридический консультант Жаслан БАЙБАЗАРОВ. - Суд обязывает налоговиков возместить судебные расходы истца, считает их доказательства неопровержимыми, называет прицеп специализированной сельскохозяйственной машиной, а ответчики продолжают все это оспаривать. Так за три процесса и набралось 1,5 миллиона, которые государство обязано возместить коммерсантам. Вот только радости у них от этих денег мало и выгоды никакой: все съели проценты по кредиту и невозможность развития компании из-за судебных тяжб.
Думаете, случился хеппи-энд? Вряд ли. Вы не поверите, но таможня опять отказалась давать добро и предприняла новую атаку: контролеры зашли в ту же самую фирму и вновь признали те же самые разбрасыватели обычными прицепами. Да, те самые, в связи с которыми уже было вынесено решение о незаконности действий и решений госорганов.
Вот что с этим делать и как заставить чиновников отказаться от привычки сутяжничать?
По мнению юриста Байбазарова, новая норма отказа от провоцирования представителями госорганов лавины апелляционных и кассационных жалоб заработает в полную силу лишь в одном случае: если будет установлена ответственность первых руководителей за упорные походы в суд. Проиграли во второй, а то и в третьей инстанции, взвалили на государство обязанность оплачивать судебные расходы противной стороны - будьте добры, ответьте перед советом по этике госслужащих за разбазаривание государственных денег.
Еще лучше, конечно, если чиновников-сутяг обяжут выплачивать эти деньги из своего кармана. Но, похоже, в этом случае будут обезглавлены практически все госорганы… С другой стороны, если только по одному простому делу из казны нужно выложить полтора “лимона”, то каковы цифры таких вот убытков в масштабах страны?
Стас КИСЕЛЁВ, Костанай