Кто в тереме живёт?
Пенсионерка из Ушарала неожиданно узнала, что является владельцем аварийного жилья, которое снесли десять лет назад.
Сакан МАЖЕНОВА получила двухкомнатную квартиру в хрущевке еще в 1970 году. Это был своего рода подарок ей за безупречную работу.
В кризисные 90-е одно за другим стали закрываться предприятия. Из-за нехватки финансирования перестала работать центральная котельная, и весь райцентр остался без отопления. Первыми пострадали жильцы двухэтажных домов. Оставшись без тепла, они стали устанавливать в квартирах буржуйки. Потом начались перебои с электроэнергией и водоснабжением. Многие стали перебираться в частные дома.
Пустующие квартиры облюбовали мародеры. Они стали снимать окна и двери, срезать трубы, радиаторы отопления и разбирать стены. Перспектива остаться под завалами разрушающегося здания пугала. И Сакан Маженова с семей перебралась жить в частный дом.
В 2002 году аким города решил эти дома признать бесхозными и права коммунальной собственности зарегистрировать за собой. На судебном заседании юрист акимата свои действия аргументировала тем, что собственники оставили свое имущество без намерения сохранения, значит, оно должно перейти в собственность акимата. Пригласила двух жильцов, которые подтвердили, что дома были непригодными для проживания и брошены жильцами.
На основании акта обследования и справки Алакольского районного филиала по недвижимости от 21 октября 2002 года суд признал 32 двухэтажных дома бесхозными и права коммунальной собственности передал местной исполнительной власти.
Но, несмотря на этот судебный акт, в некоторых квартирах все еще оставались жить те, кому некуда было идти. Со временем акимат стал ломать голову над тем, куда деть 14 собственников аварийных квартир и как очистить территорию разрушенных домов от строительного мусора.
Долго искать желающего не пришлось. Местный депутат вызвался не только вывезти весь хлам, но и демонтировать дома, а также полностью очистить территорию. Причем всю эту работу пообещал сделать бесплатно. Решили и проблемы жильцов аварийных домов, правда, десять лет спустя. Для них отремонтировали сохранившийся пятиэтажный дом в близлежащем селе Бесколь и заселили их туда.
- Сакан со слезами на глазах рассказала, что ее дом снесли без ее согласия. Всем жителям хрущевки выдают квартиры, а когда она пришла в акимат, ей указали на дверь, - поясняет гражданский активист Канат БАЙБАТЫРОВ.
- Хотя все знали, что она не оставляла свою квартиру, а наоборот, заколотила окна и двери, однако мародеры все вывезли. Более того, до сих пор квартира числится за ней. И договор о приватизации никто не аннулировал. Из-за этого Маженова не может встать в очередь ни на жилье, ни на участок под ИЖС.
Чтобы добиться справедливости, двум пенсионерам пришлось обить не мало порогов, но они так и не нашли правды. Зато выяснили очень интересные детали.
- Оказывается, бизнесмен, который помог акимату очистить территорию от строительного мусора, на месте хрущевок построил огромные коттеджи, - делает открытие для нас аксакал. - Более того, на этом участке еще красуется многоэтажный дом родственника экс-акима Алакольского района Алибека ЖАКАНБАЕВА и еще ряда других чиновников. И самое интересное - документы, подтверждающие законность получения им этих участков, нам не смогли показать.
А когда местные активисты, возмущенные таким раскладом, заявили о том, что руководитель двух крупных компаний Елжан АБДРАХМАНОВ незаконно разобрал 32 двухэтажных дома, а из строительных материалов построил на берегу Алаколя зону отдыха, тот подал в суд.
Депутат Алакольского района за оскорбление чести и достоинства потребовал у Каната Байбатырова, Айдына ЕГЕУБАЕВА и Сакан Маженовой 3 000 000 тенге материального и 500 000 морального ущерба с каждого. Но суд учел пенсионный возраст ответчиков и назначил им самый минимальный штраф - от 20 000 до 50 000 тенге.
Но это наказание аксакалов не остановило. За правдой они приехали в корпункт редакции газеты “Время”. А когда мы прибыли в Ушарал, провели для нас экскурсию.
В действительности коттеджи эти расположились на месте снесенных двухэтажных домов. Об этом говорят еще оставшиеся вдоль улицы хрущевки, сохраненные жильцами домов. Они из белого силикатного кирпича. Дома из такого материала должны простоять еще лет сто.
- Вот в этом доме живет сам Елжан Абдрахманов, а в этом его дети, а здесь дом замакима Жетысуской области Алибека Жаканбаева. Он переехал в Талдыкорган, а здесь остались его родственники. В близлежащий коттедж заселился начальник из налоговой службы... Проще говоря, люди непростые, - поясняет Канат ага.
- А 256 домовладельцев остались ни с чем. Потеряв надежду на справедливость, махнули рукой на все. Остались мы - три пенсионера, которые решили идти до конца.
В акимате нам показали подтверждающие документы: акт о признании 32 домов аварийными, решение суда Алакольского района от 30 октября 2002 года и, самое главное, кому достались участки снесенных домов.
Депутат районого маслихата, бизнесмен Елжан Абдрахманов два участка купил у неких Исатаева и Маманова. А другие три соседних 12 ноября 2014 года акимат своим постановлением передал родственнику Абдрахманова Мортасу ТЕМИРГАЛИЕВУ, Назым КАРИМОВОЙ и сыну Дастану КАРИМОВУ. Всего порядка 50 соток, на которых бизнесмен построил свое родовое гнездо.
Но вот подтверждающие документы о том, что родственники бизнесмена стояли в очереди на получение участков под ИЖС, в акимате не смогли предоставить.
Сейчас аксакалы готовят очередное письмо президенту, где просят направить ревизоров, чтобы они проверили деятельность акимата Алакольского района за последние 10 лет.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, Талдыкорган