2685

У каждого свой резон

Житель Тараза Владимир АКСЕНОВ более пяти лет не пользовался картой Народного банка, но счет не закрыл. Воспользовавшись этим, мошенники произвели перерегистрацию абонентского номера без его ведома и согласия, оформили на него кредиты из этого банка и микрофинансовых организаций, а деньги вывели через “Qiwi-кошельки”. Целый год мужчина боролся с банком и бездействовавшими полицейскими и на удивление доказал: кредиты он не брал!

У каждого свой резон

Слишком много пришлось пережить Аксенову за ушедший год. И прежде чем забыть эту историю, Владимир хочет предупредить людей о том, что такое может произойти с каждым.

- Я работаю вахтовым методом. О том, что у меня есть какие-то кредиты, узнал, когда мне заблокировали все счета и стали удерживать из зарплаты, хотя мне никто не предоставлял никаких постановлений о возбуждении исполнительного производства, ни решения суда, ни каких-либо других документов, - говорит Владимир.

Естественно, он обратился в полицию. По его словам, полицейские не приняли никаких мер, даже сам Владимир не был допрошен в качестве потерпевшего. Это притом, что он предоставил все документы, подтверждающие факт незаконного оформления кредитов на его имя.

А через две недели ему вообще пришло уведомление о том, что после рассмотрения заявления следователем оно списано в номенклатурное дело ввиду отсутствия состава уголовного правонарушения.

Была попытка опротестовать действия следователя через прокуратуру города. Но все тщетно.

Поняв, что правоохранительные органы не заинтересованы в раскрытии преступления, связанного с мошенническими действиями, Владимир Аксенов обратился за помощью к адвокату, ведь долг увеличивался с каждым днем, а сотрудники банка и микрофинансовых организаций замучили бесконечными звонками.

Кредиты на имя Владимира неизвестные лица оформляли в течение месяца, с февраля по март прошлого года. Им удалось оформить пять договоров на суммы от 25 000 до 187 000 тенге: один - в банке второго уровня и четыре - в микрофинансовых организациях. Общая сумма долга составила 543 684 тенге.

Все займы оформлялись после прохождения перерегистрации номера мобильного телефона, который никогда не принадлежал и до сих пор не принадлежит Аксенову. И все SMS-подтверждения приходили именно на новый абонентский номер, проверить который полиции не составило бы труда.

Адвокат Каролина ГЕРЦЕВА

- После того как ко мне обратился Владимир, я направила запрос в банк и получила выписки по счету. Из ответа мне стало известно, что была произведена перерегистрация номера телефона. Это можно было сделать только через систему мобильного банкинга. И была она проведена с помощью видео­верификации личности. То есть через процедуру, когда вы, открывая мобильный банкинг, фотографируете себя с разных ракурсов или снимаете на видео. Это стало понятно после ответа на первый запрос в банк, - рассказывает адвокат Каролина ГЕРЦЕВА.

После этого она направила еще один запрос с просьбой предоставить эти фотографии и видео с верификации. Это обязательно должно храниться в архиве банка. Два месяца банк вообще не отвечал. А после напоминаний прислал ответ, что “просьбу предоставить видеоверификацию личности клиента банк оставляет без удовлетворения, поскольку согласно статье 126 ГК РК защищается информация, составляющая служебную и коммерческую тайну”.

Получается, что данные о бездействующем счете Аксенова кто-то может не просто получить в банке, а оформить на него кредит. А сам владелец счета не может получить данные о видеоверификации? Какие-то двойные стандарты…

Но в этом же письме заместитель руководителя жамбылского филиала банка известил юриста, что кредит аннулировали и счет разблокировали. Можно ли считать, что тем самым банк признал серьезные проблемы в своей системе безопасности?

Мало того, деньги, которые банк удерживал у Владимира в течение нескольких месяцев, были возвращены. Банковские работники попросили не обращаться в полицию: мол, мы вам закрыли кредит, давайте не будем раскачивать это дело.

- На основании этого ответа мы закрыли вопросы и по микрофинансовым организациям, ведь они периодически выставляли нам постановления о возбуждении исполнительного производства. Мы направляли документы о том, что были произведены мошеннические действия, мой клиент не оформлял кредит и мы отказываемся платить. Эта переписка шла в течение года. В результате нам удалось отменить все требования и решить дело до суда. Владимиру перестали писать и звонить, говорить, что он кому-то что-то должен, - рассказывает Герцева.

После всего этого в полицию мужчина больше обращаться не стал. Поэтому кто воспользовался его данными и банковским счетом, к сожалению, так и не выяснилось.

- Уверен, если бы полиция и сотрудники банка были заинтересованы в поиске мошенников, то они бы без труда их нашли. Да и определить местоположение по номеру телефона сегодня не проблема. Эта история стала для меня уроком, ведь одному богу известно, сколько пострадавших от действий таких людей, - сказал Аксенов.

Полицейские в этой истории выглядят неприглядно. Но зато они бодро отчитываются, что статистика по раскрытию фактов интернет-мошенничества в регионе улучшилась.

По данным департамента полиции Жамбылской области, за девять месяцев в регионе зарегистрировано 165 фактов интернет-мошенничества, это на 44,3 процента меньше, чем в прошлом году. Раскрыто 98 процентов зарегистрированных фактов. С начала года задержаны и привлечены к уголовной ответственности 18 лиц. Установлено, что девять из них жители Алматы, Шымкента, Атырау и Кызылорды.

В полиции также говорят, что большинство фактов интернет-мошенничества носит трансграничный характер. То есть подозреваемый может находиться не только в другом регионе, но и в другом государстве. Например, 41 факт, который сейчас расследуется, связан с Россией, Украи­ной и Молдовой. По каналам МВД направлены соответствующие запросы.

Насчет дела Владимира Аксенова в полиции отмечают, что его закрыли “ввиду отсутствия состава уголовного правонарушения”. А это значит, что виновных никто и искать не будет…

Из этой истории можно сделать три вывода. Во-первых, банки и микрокредитные организации готовы нести финансовые потери, лишь бы об их ошибках никто нигде не рассказывал. Во-вторых, подобное поведение финансовых организаций очень радует полицию, ведь раз преступление ими покрывается, то это только улучшает криминальную статистику правоохранительных органов. Ну и в-третьих, если жертва мошенничества будет бороться за свои права, то ей с учетом вышесказанного, скорее всего, в банке или микрокредитной организации пойдут навстречу. Но станет ли подобных преступлений меньше от этого?

Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз

Поделиться
Класснуть