5117

Валютно-следственный провал

Почему в Караганде оправдали подозреваемых в многократном сбыте фальшивых евро?

Валютно-следственный провал
Уалихан Жалтенов и Аскар Баймурзин в костанайском суде.

В это трудно поверить, но сотрудники Службы экономических расследований умудрились в судебной схватке проиграть предполагаемым сбытчикам фальшивой валюты, которым вменяли в вину 25 (!) эпизодов. По версии правоохранителей, злоумышленники исколесили половину Казахстана и слили в обменники 150 тысяч липовых евро, а взамен, разумеется, получили крупные суммы настоящих денег.

Искусно напечатанные фальшивки купюр Европейского банка номиналом 500 евро начали наводнять нашу страну еще три года назад. Сигналы об их обнаружении приходили то из одного конца республики, то из другого. И вскоре стало понятно, что существует канал поставок бутафорских банкнот и целая сеть их распространителей, потому что изъятая в разных обменных пунктах и банках псевдовалюта, как выяснилось при экспертизе, имела схожие признаки. Некоторые из обманутых граждан лишь после совершения сделки обмена и только при дополнительном исследовании с помощью высокотехнологичных спецустройств определяли, что стали обладателями подделок.

Между тем в начале этого года комитет по финансовому мониторингу Минфина сообщал, что за последнюю пару лет в Казахстане изъяли 533 пятисотенные фальшивки на сумму 266 тысяч 500 евро. В тенге эквивалент составляет более 110 миллионов. Учитывая привычку многих наших людей прятать накопления под матрасом, можно смело предположить, что в стране еще полно и неизъятых купюр.

Понять, как работала нелегальная сеть фальшивомонетчиков, можно на конкретном примере. Одного из распространителей фальшивок, вовлекавшего в темный бизнес других людей, задержали в прошлом году. 37-летний житель Нур-Султана Уалихан ЖАЛТЕНОВ попался вместе с 24-летним “наемником” Аскаром БАЙМУРЗИНЫМ. Молодой человек с девятью классами образования, работавший на автомойке, был не прочь улучшить свое финансовое положение, поэтому легко согласился на предложение Жалтенова носить пятисотки в обменники и приносить оттуда доллары, рубли и тенге.

За обмен каждых 10 тысяч евро Жалтенов выплачивал парню 100 тысяч тенге, а иногда премировал дополнительно. Всего этот тандем сумел скинуть 87 купюр. Несколько операций провели в обменниках возле столичного вок­зала. А еще часть банкнот сбыли в Костанайской области, в селе Федоровка и близ пункта пограничного контро­ля “Кайрак” в Карабалыкском районе. Поэтому под суд приятели пошли в том регионе.

Вину свою Жалтенов и Баймурзин признали полностью. И по окончании разбирательств в нояб­ре прошлого года оба были приговорены к пяти годам лишения свободы.

Однако так случилось, что спокойно посидеть в колонии Жалтенову не удалось. Вскоре после суда его этапировали в Караганду и привлекли к уголовной ответственности за серию аналогичных преступлений, но теперь уже якобы совершенных совместно с безработным жителем Нур-Султана Русланом НАЛИБАЕВЫМ и неустановленным следствием мужчиной по имени Таир (в материалах дела указано, что именно он снабжал Жалтенова подделками путем передачи из рук в руки или отправкой почтовых посылок).

И вот тут пинкертоны не стали мелочиться - впаяли подозреваемым 25 эпизодов сбыта поддельной валюты. По версии правоохранителей, подельники в общей сложности толкнули 150 тысяч евро, гастролируя по разным регионам. Отметились в Алматы, Таразе, Шымкенте, Уральске, Нур-Султане. Последний вмененный им в вину обмен состоялся в Жезказгане, где Налибаева засекла камера видеонаблюдения обменного пункта. Именно поэтому уголовное дело по территориальности попало в департамент экономических расследований Карагандинской области.

Хотя, конечно, интересно, почему не в другие регионы, где фактов сбыта значилось гораз­до больше? Или почему костанайские сыщики, которым карагандинские коллеги направляли дополнительную порцию сведений о приключениях Жалтенова, не добавили их в свою копилку, а предпочли выделить материалы в отдельное производство и вернули их в Караганду?

Но в итоге оказалось, что кроме этого приговора и сомнительных явок с повинной Жалтенова и Налибаева у карагандинского ДЭР других толковых доказательств не имелось.

Зато в обвинительный акт следователь добавил чертовски красивую формулировку: “Уголовно наказуемые деяния подозреваемых подорвали нормальное функ­ционирование денежно-кредитной системы, нанесли ущерб гражданам Казахстана, организациям, экономике и развитию рыночных отношений”. Впрочем, это не спасло дэровцев от эпического фиаско в суде.

Во время слушаний Налибаев резко ушел в отказ. Свой визит в Жезказган он объяснил тем, что ездил туда… на рынок за новой одеждой (!) и, мол, действительно побывал в обменнике, где выложил две купюры по 500 евро, но настоящие.

Базарная версия звучит не вполне убедительно, но доказать ее несостоятельность сыщикам не удалось. Тем более что Налибаев стал рассказывать Фемиде о перенесенных в стенах ДЭР кошмарах. Сообщил, что будто бы ему на голову надевали черный пакет и избивали. После этого Руслан решил не перечить следователю, под его диктовку написал явку с повинной и дал показания, в которых упомянул места сбыта фальшивок, их суммы и прочие детали.

Ему вторил и Уалихан Жалтенов. Он пояснил, что следователь просил его “загрузиться” новыми эпизодами. Обе­щал, что владельцы пострадавших обменников не будут иметь никаких материальных претензий, о чем они написали в своих заявлениях. А также убеждал Жалтенова в том, что полученный по приговору костанайского суда срок поглотит вновь вмененные преступления.

Стоит отметить и такой момент: Уалихан не писал явку с повинной собственноручно. Поэтому неудивительно, что у суда возникли сомнения в ее законности. Да и в целом судья Казыбекбийского райсуда Шынар РГЕБЕК наткнулась на целый клубок допущенных следствием процессуальных нарушений и не удержалась от нагоняя.

Кроме странных явок с повинной всплыл еще один косяк. Поначалу уголовное дело велось на государственном языке, но постепенно причастные к нему следователи стали прикреплять документы на русском, а потом и вовсе без каких-либо оснований перешли на него полностью. Еще выяснилось, что дело несколько раз прекращалось и возобновлялось без отправки в прокуратуру. Имелись проблемы и с соблюдением сроков досудебного расследования.

Среди козырей у следствия были результаты экспертизы, установившей, что изъятые в разных регионах фальшивые купюры были изготовлены одинаковым способом. Но не было подтверждений, что сбыли их именно Жалтенов, Налибаев и таинственный Таир. А вдруг кто-то другой?

Тем более что в минувшем сентябре Минфин распространил сообщение о перекрытии канала поставки поддельных пятисоток. В той истории фигурировали три человека, в том числе и гражданин России, которые тоже были осуждены за фальшивомонетничество. Представители министерства упомянули и о другом рассматривающемся в суде уголовном деле, где обвиняемым стал гражданин Грузии.

Так что кандидатов на роль подозреваемых в повсеместном сбыте качественно нарисованной валюты хоть отбавляй. Не исключено, что столь популярным криминальным промыслом занимаются и пока не вычисленные злоумышленники. Поэтому казахстанцам следует быть осторожными при покупке валюты и проверять ее самым тщательным образом.

А Налибаев с Жалтеновым по итогам процесса были признаны невиновными. Однако прежний срок Жалтенову все же придется мотать дальше. Между тем судья Шынар Ргебек направила гневное частное постановление в адрес руководства департамента экономических расследований комитета финансового мониторинга Минфина, а также прокурору Карагандинской области о допущенных нарушениях и потребовала не допускать их вновь.

Сторона гособвинения в ближайшее время постарается опротестовать приговор и частник в апелляционной инстанции. Хотя лучше бы прокуроры тщательнее надзирали за дэровцами в период досудебного расследования. Глядишь, оно не получилось бы таким топорным.

Ирина МОСКОВКА, фото с сайта kstnews.kz, Караганда

Поделиться
Класснуть