Военная хитрость
Прокуратура и суд оценили смекалку руководства военно-исторического музея, пустившего командировочные сотрудников на его ремонт
Уже больше года не прекращается разбирательство вокруг военно-исторического музея Национального военно-патриотического центра Вооруженных сил Республики Казахстан. 13 сотрудников пытаются убедить не взыскивать с них командировочные, полученные ими во второй половине 2018 года, хотя в другие города по служебной необходимости они не выезжали. Правоохранительные органы и суд стоят на стороне музейных работников: пусть и не было никаких командировок, деньги возвращать не надо!
А началось все, как водится, с большого мероприятия. В декабре 2018 года военно-исторический музей должен был посетить очень уважаемый гость. Все было настолько серьезно, что первый руководитель организации Перизат УТЕПОВА решила, что музею необходимо сделать косметический ремонт и дополнить композицию.
Но вот незадача: поскольку учреждение казенное и относится к Министерству обороны, для решения первостепенных задач приходилось обращаться к начальству с большими звездами на погонах. Но у них свободных денег на экспонаты и наведение порядка не оказалось, и господа генералы посоветовали подготовиться за счет собственных средств.
Ну а где найти деньги на покупку экспонатов и стройматериалов? Вот тогда директор музея проявила инициативу и договорилась с 12 работниками: всем им перечислили на карточки командировочные, но ни один из них в служебную поездку так и не отправился. Деньги собрали и потратили на ремонт.
Все расходы Перизат Утепова заботливо записывала в тетрадку. Более того, во время ремонта стало ясно, что денег не хватает, поэтому сотрудникам пришлось вложить и часть своих зарплат. В общем, как и полагается работникам военно-патриотического центра, люди проявили патриотизм и привели музей в порядок.
Однако в Центральном региональном военно-следственном управлении МВД посчитали, что тратить командировочные нужно на поездки, а не на ремонт рабочего места. В апреле 2019 года было возбуждено уголовное дело по статье 450 “злоупотребление властью”. При худшем сценарии госпожа Утепова могла отправиться за решетку года на четыре, но следователю МУЗДЫБАЕВУ хватило всего двух месяцев, чтобы понять: состава преступления в действиях работников музея нет. На этом досудебное расследование завершилось.
Но недостача в бухгалтерии ведь осталась! Поэтому РГУ “Национальный военно-патриотический центр Вооруженных сил Республики Казахстан” обратилось в военный суд Акмолинского гарнизона, чтобы взыскать с 13 сотрудников музея 1 225 659 тенге. Причем представитель истца даже заявил: ущерба никакого нет, есть лишь недостача, которую нужно списать. Невероятную для таких дел доброту проявила и прокурор Назгуль ЖОЛАМАНОВА, заявившая, что иск следует оставить без удовлетворения.
Заслушали в суде и Перизат Утепову. Она рассказала все как на духу. Накануне важнейшей конференции музей нуждался в обновлении; бюджетные заявки не удовлетворяли, поэтому выделенные на командировки деньги истратили на нужды музея. Изучили в зале заседаний и материалы прекращенного уголовного дела. Как оказалось, следователь нашел все предметы, купленные за счет фиктивных командировок, а также ознакомился с заветной тетрадкой, куда начальник музея вносила все расходы. Цифры совпали, поэтому никто ни в чем не виноват.
Опираясь на эти факты, судья Ерлан ИБРАИМОВ сделал вывод, что расходы на служебные командировки не являются недостачей со стороны 13 ответчиков, их обогащением или предметом установленного судом хищения, в связи с чем отказал в удовлетворении иска. Решение суда еще не вступило в законную силу.
Конечно, стоит порадоваться за сотрудников музея - они ведь совершенно бескорыстно передали свои командировочные на нужды работодателя. Однако есть множество случаев, когда за такие же манипуляции с бюджетными деньгами люди получали реальные сроки.
Например, осенью прошлого года к четырем годам лишения свободы был приговорен экс-директор североказахстанского филиала РГП “Казводхоз” Серикжан ЖАКАЕВ. Он присваивал деньги, выплаченные подчиненным в качестве командировочных, и забирал у них часть матпомощи.
Еще раньше, в 2017 году, столичные суды кипами печатали приговоры в отношении государственных тренеров, отправлявших спортсменов на липовые учебно-тренировочные сборы. По документам в зарубежные командировки улетали десятки атлетов, но по факту - в разы меньше, а в некоторых случаях вообще никто никуда не ездил. Куда же девались командировочные? Их забирали тренеры по дзюдо, синхронному плаванию, легкой атлетике, акробатике, гиревому спорту и регби. Все они возместили ущерб и получили условные сроки (см. “Игра в бабки”, “Время” от 12.2.2017 г.).
И таких примеров - масса. А вот если бы чиновники не присваивали деньги, а тратили их на ремонт своих служебных помещений, их бы простили? Этот вопрос остается открытым.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото со страницы Перизат УТЕПОВОЙ, Нур-Султан