7411

Печальное соседство

Эпидемиологи Алматы требуют приостановить захоронения на кладбище “Кенсай-2” из-за нарушений санитарных норм

Печальное соседство

О том, что это кладбище не имеет ограждения и могилы подбираются все ближе к жилым домам, наша газета сообщала уже не один раз. Несколько лет назад акимат Алматы потребовал, чтобы жители дачного массива “Широкая Щель” (оно же садоводческое общество “Механизатор”) привели старые документы на участки и на дома в надлежащий вид. Пенсионеры ТОКАРЕВЫ заказали, как и требовали власти, топографическую съемку. А когда получили официальный документ, выданный акиматовской компанией ТОО “Ақпараттық-технологиялық орталық”, очень удивились: оказывается, прямо через их участок проходит санитарно-защитная зона кладбища! Но ведь в прежних документах такого не было.

Из окна дома Токарева открывается вид на целый “город мерт­вых”.

Когда Токаревы 55 лет назад приобрели здесь участок и построили на нем дом, то даже не подозревали, что вместо цветущих лугов будут смотреть из окон на могилы. Некоторые соседи пенсионеров бросили свои дома и уехали, поскольку не смогли их продать.

Но Иван Токарев, несмотря на свой преклонный возраст - 85 лет, - решил действовать всеми возможными законными методами, чтобы остановить захоронения, и подал в суд на акимат Алматы и ТОО “Специализированный комбинат ритуальных услуг Алматы”. В суде пенсионер пояснил: кладбище “Кенсай-2” никак не огорожено, а расстояние от могил до его дома не соответствует нормам. Кроме того, из-под горы, на которой находится кладбище, бьют родники и течет речка. Во время дождя влага проникает в землю, омывает захороненные останки и попадает в воду, которой пользуются все жители жилого массива. А ведь если в нее попадет трупный яд, то это может грозить эпидемией!

В суде Токарев требовал приостановить захоронения на кладбище и перенести могилы, расположенные близко к жилым домам, на другой склон горы. Однако в требованиях пенсионеру отказали. Повторилось это и в апелляционном, и в кассационном суде.

Между тем на эту проблему обратили внимание эпидемиологи. Республиканское государственное учреждение “Управление контроля качества и безопасности товаров и услуг Медеуского района Алматы” (бывшая СЭС) провело внеплановое обследование кладбища “Кенсай-2” и подтвердило те нарушения, о которых говорил Токарев. По результатам проверки специалисты в декабре прошлого года обратились в специализированный межрайонный экономический суд Алматы.

- Кладбище не имеет ограждения. Расстояние санитарно-защитной зоны от левого края участка кладбища по улице Сарсенбаева до участка дома № 107 садоводческого общества “Механизатор” составляет 115 метров, что является нарушением санитарно-эпидемиологических требований к кладбищам и объектам похоронного назначения, утвержденным приказом министра национальной экономики от 26 февраля 2015 года № 138, согласно которым кладбища размещаются на расстоянии, считая от ограждения, не менее 300 метров до первых жилых зданий, - заявили на суде представители управления контроля качества и безопасности товаров и услуг Медеуского района Алматы. - По выявленным нарушениям, согласно части 1 статьи 425 Кодекса об административных правонарушениях, составлен протокол и наложен штраф на ТОО “Специализированный комбинат ритуальных услуг Алматы”. В связи с этим просим приостановить деятельность и экс­плуатацию кладбища “Кенсай-2”.

Представитель ТОО “Специализированный комбинат ритуальных услуг Алматы” в свою очередь заявил: все кладбища Алматы находятся в собственности государства, то есть ими заведуют местные исполнительные органы. А само предприятие оказывает услуги по захоронению на основании устава ТОО, утвержденного протоколом общего собрания, зарегистрированного в органах юстиции. Только вот кто присутствует на таких собраниях? Руководители и работники такого предприятия, представители власти, эпидемиологи, жители массивов, близ которых появляются могилы? Этот вопрос остался без ответа.

Кстати, 49-процентная доля ТОО “Специализированный комбинат ритуальных услуг Алматы” принадлежит акимату Алматы, а 51-процентная доля - некоему частному лицу Адилету АЯЗОВУ. Ранее акимат предоставлял ТОО права постоянного и временного пользования на земельные участки, однако в 2018 году вынес постановление о прекращении права землепользования. То есть в настоящее время эти участки являются землями общего пользования.

- Захоронение производится на участке кладбища, не выходя за пределы его границы, а санитарно-защитная зона в обязательном порядке соблюдается при проектировании кладбища. Если нормы санитарной защиты нарушены, как утверждает истец, то нарушены они при установлении целевого назначения участка и при проектировании кладбища, - пояснил в суде представитель ТОО “Специализированный комбинат ритуальных услуг Алматы”.

А вот чиновники в суд не явились, хотя акимат Алматы и выступил третьим лицом в этом споре. Зато от ведомства пришел отзыв на исковое заявление. В нем сообщается: “ТОО “Специализированный комбинат ритуальных услуг Алматы” осуществляет лишь организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции по содержанию и эксплуатации кладбища. ТОО при погребении учитывает санитарно-эпидемиологические требования к кладбищам и объектам похоронного назначения”.

По версии акимата, результаты проверки эпидемиологов неправомерны, ведь “замеры берутся от ограждения кладбища, тогда как на “Кенсае-2” не имеется ограждения”. Гениальный ответ: раз нет ограждения, то и все доводы специалистов не верны. А вот было бы ограждение - совсем другой разговор. Но почему нет этого ограждения, когда по правилам оно должно быть?! Об этом власти умолчали.

Судья Анар АБИЛОВА посчитала так: раз ответчик, то есть ТОО, не является собственником кладбища “Кенсай-2”, то он не может быть признан лицом, ответственным за возможное несоответствие расстояния границ кладбища до первых жилых зданий. Такое и вынесла решение: в требованиях истцам отказать.

Однако эпидемиологи намерены обжаловать решение суда.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть