5668

Покатилось колесо

Скандал вокруг аттракциона “Чертово колесо” в Рудном всего за несколько дней набрал нешуточные обороты. Дошло до того, что кто-то поджег квартиру председателя Центра защиты прав потребителей (ЦЗПП)

Покатилось колесо

В местной прессе поспешили сообщить, что пожар был устроен в офисе этой общественной организации. Однако на самом деле по адресу: ул. 50 лет Октября, 96-55, ОО “ЦЗПП” только зарегистрировано, но в той квартире уже несколько месяцев никто не живет. Принадлежит она председателю центра Николаю ГИНЬЯТОВУ и была выставлена на продажу. Местонахождение самого Гиньятова неизвестно, хотя он регулярно выходит на связь в интернете и активно пополняет страницу ЦЗПП в соцсетях.

Неизвестные подожгли квартиру Николая рано утром 19 мая, а за день до этого он обратился в прокуратуру, инициируя демонтаж нового колеса обозрения, которое обошлось бюджету в 330 млн тенге и стало работать три недели назад. Обращению в надзорный орган предшествовало ходатайство Гиньятова в экономический суд, который постановил отложить работу аттракциона в связи с возможной угрозой безопасности людей. Такой вывод был сделан после того, как в мессенджерах распространили видео нештатной ситуации во время работы колеса. Случайные прохожие 12 мая сняли на смарт­фон, как кабинки колеса на большой высоте с грохотом крутились на своих осях (см. “Чертова вертушка” и “Стоп, колесо!”, “Время” от 15.5 и 16.5.2019 г.).

Николай Гиньятов ведет борьбу с чертовым колесом с нечеловеческим упорством.

В минувшие выходные Николай Гиньятов предал огласке результаты своего расследования вокруг злополучного колеса обозрения, которое он вел в течение года. Оказалось, что за это время он собрал массу документов, свидетельствующих о крупных недочетах, сопровождавших чуть ли не все этапы реализации проекта. Его заказчиком выступили рудненские городские власти, а исполнителем - частная компания “АлатауГорСтрой”.

ЦЗПП заявил ходатайство о проведении экспертизы, которая должна установить, с должным ли качеством этот аттракцион был смонтирован, а затем и об изменении своих исковых требований. Теперь вместо запрета эксплуатации аттракциона общественники требуют от суда заставить городские власти провести полный демонтаж колеса.

Надо ли говорить, какой шум вызвала эта информация! Все-таки треть миллиарда бюджетных денег, затраченных на эту дорогую игрушку, не фунт изюма.

Перечислим итоги гиньятовского расследования (напомним, они опубликованы на электронной странице ОО “ЦЗПП”).

Изначально акимат Рудного планировал затратить на установку колеса обозрения 430 млн тенге. Однако цена, предложенная “АлатауГорСтроем” - 334 млн тенге, обеспечила экономию госбюджета. Право ведения технадзора за строительством аттракциона выиграла компания “Надежда-С”. Своей перепиской с этой фирмой Гиньятов поделился с нами.

Из нее становится понятно, что впервые технадзор напрягся, когда стало известно: планировавшееся к установке колесо производства волгоградского завода, в котором предусмотрены кабинки с кондиционерами и автоматическим закрыванием дверей, было заменено чертовым колесом с более слабыми характеристиками, выпущенным в Санкт-Петербурге. По сведениям Гиньятова, разница заводской цены между этими колесами достигает 150 млн тенге.

Осуществлявшая технадзор компания “Надежда-С” активно переписывалась с подрядчиком и гор­акиматом и сообщала о нарушениях. О том, были ли они устранены, ничего не известно. Вот одна из наиболее показательных цитат: “Работы продолжаются с не­исправленными нарушениями проектно-сметной документации и не выполняются предыдущие предписания технадзора. Ставим вас в известность, что нарушение, выявленное при заливке железобетонной смеси на неуплотненное основание, является грубейшим нарушением СНиП, что впоследствии может привести к разрушению фундамента и колеса обозрения. Следовательно, могут быть человеческие жертвы. До сих пор не представлен план мероприятий по устранению выявленных нарушений СНиП и ПСД, а также проект, утвержденный государственной экспертизой. На ваше бездействие будем вынуждены обратиться в ГАСК (Государственный архитектурно-строительный контроль). На основании изложенного необходимо остановить строительно-монтажные работы”.

Настойчивые и тоже неоднократные обращения в ГАСК, по словам Гиньятова, не принесли почти никаких результатов, кроме одного: замены технадзора.

Самое интерес­ное, что строптивых конт­ролеров из ТОО “Надежда-С” сменили на контролеров из ТОО “ELITE EXPERT”. И это обстоятельство дает новые козыри противникам проекта нового чертова колеса. Еще бы, ведь именно сотрудники этой организации, по словам Гиньятова, проморгали дефекты одной из печально известных треснувших многоэтажных новостроек в Костанае (см. “Дом, который треснул”, “Время” от 15.8.2018 г.).

- Должностные лица акимата своими безответственными действиями поставили под угрозу жизни рудничан, - считает Николай Гиньятов. - Я обратился с просьбой о проведении проверок и расследований во все возможные инстанции, ведь тут речь идет не только о халатности…

Представители властей Рудного, выступив по горячим следам скандала и заявив, что оскандалившийся аттракцион не представляет никакой опасности, сейчас словно воды в рот набрали. А буквально вчера корреспондент “Времени” получил ответ на свой запрос от директора компании “АлатауГорСтрой” Дамира ИСПУЛОВА.

“В ходе реализации проекта применено современное колесо обозрения высотой 42 метра, 24 кабины вместо устаревшего проекта колеса обозрения 40 метров, 20 кабин, - утверждает руководитель фирмы-подрядчика. - При этом общая сумма договора не изменилась”.

Господин Испулов приводит сведения о проведении комплекс­ной вневедомственной экспертизы и испытаний, которыми занималась спецлаборатория. Во время этих работ “проверено качество болтовых соединений и сварных швов”, в результате аттракцион получил сертификат соответствия требованиям техрегламента ЕАЭС. То есть “АлатауГорСтрой” доказывает, что “все работы выполнены качественно, применены только новые материалы и оборудование. Аттракцион полностью безопасен”.

Однако, отмечает директор компании, “только правильный уход и обслуживание аттракциона являются залогом его безотказной и безаварийной работы. Для этого эксплуатирующая организация обязана проводить ежедневный (выделено мной. - С. К.) технический осмотр”.

Рассмотрение иска ЦЗПП, требующего от рудненских властей демонтировать новое чертово колесо, в Костанайском экономическом суде уже идет полным ходом. О его результатах мы обязательно сообщим.

Между тем даже беглое изучение интернет-сайтов производителей колес обозрения приводит к выводу, что рудненские власти сильно переплатили за удовольствие. Судя по опубликованным прайсам, примерно такое же колесо, как в Рудном, может стоить гораздо дешевле.

Стас КИСЕЛЁВ, фото предоставлены Николаем Гиньятовым, Рудный - Костанай

Поделиться
Класснуть