4168

Вся жизнь - как на ладони

Анатолий Иванов: Не снесете дом - сниму трусы!

Вопреки запретам надзорных органов за четыре года в водоохранной, рекреационной* и сейсмоопасной зоне Алматы вырос многоквартирный пятиэтажный дом. Бывший главный тренер сборной Казахстана по плаванию Анатолий ИВАНОВ (на снимке) не стал мириться с наглостью непрошеных соседей - и в результате Фемида, причем последовательно в нескольких инстанциях, предписала снести незаконно возведенное здание. Однако на этом тяжба не закончилась, и при новом апелляционном рассмотрении в горсуде побеждает уже ответчик. В ответ на этот неожиданный судебный кульбит заслуженный деятель спорта грозится ходить... без трусов в своем огороде, а если и это не поможет - устроить акцию самосожжения на крыше многоэтажки. И понять его отчаяние можно.

Анатолий с супругой Любовью ИВАНОВОЙ, к слову, тоже заслуженным тренером Казахстана по плаванию, продали свою квартиру в центре Алматы и купили дом на улице Тополевой, чтобы спокойно встретить старость. Но не тут-то было: у супругов началась бурная на эмоции жизнь. В 2012 году на соседнем участке стали возводить много­квартирный дом, у которого оказалось сразу шесть хозяев. По словам бывшего тренера, строительство началось очень близко к его участку, без положенных трех метров - и вскоре кирпичи, леса и прочая строительная атрибутика стали падать прямо в огород Иванова и однажды едва не ушибли его жену, которая развешивала там белье. Засомневавшись в законности стройки, пенсионер обратился в контролирующие профильные органы. Там его сомнения подтвердились.
- Управление государственного архитектурно-строительного контроля (УГАСК) сообщило: строительно-монтажные работы производятся без разрешения, проектно-сметной документации, сопровождения авторского и технического надзора! - мой собеседник с трудом сдерживает негативные эмоции. - Кроме того, стройка велась вопреки статье 387 Административного кодекса “нарушение правил благоустройства территории городов и населенных пунктов, разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение и повреждение зеленых насаждений”. Управление архитектуры и градостроительства акимата Алматы подтвердило: “Архитектурно-планировочное задание и заключение по проекту не выдавались, данный земельный участок относится к рекреационной зоне мегаполиса, где не предусматривается строительство каких-либо объектов, кроме благоустройства и озеленения”. В управлении земельных отношений сообщили, что земельный участок предназначен для индивидуального жилого дома, но не для многоквартирного! Значит, еще одно нарушение - использование участка не по целевому назначению.
Чтобы добиться этих вердиктов от указанных ведомств, а если быть точнее - заставить их выполнять свою работу и как-то реагировать на нарушения, которые до обращения Иванова они почему-то не обнаружили, бывшему тренеру пришлось вспомнить свои спортивные навыки и побегать по разным кабинетам - от руководителя УГАСК Кайыржана ЖАКСЫМБЕТОВА до теперь уже бывшего заместителя акима Алматы Болата САУРАНБАЕВА (в мае этого года его освободили от должности). С застройщиков за нарушения взыскали штрафы в размере 100 МРП (по действовавшему на тот момент, в 2013 году, курсу это 161 800 тенге), их здание признали “самовольной постройкой”, а УГАСК даже обратилось с иском в Медеуский райсуд, требуя снести строение. Его удовлетворили, как и иск Иванова. Подтвердили это решение апелляционная и кассационная инстанции, но кассационная коллегия Верховного суда вернула дело бывшего тренера на рассмотрение в апелляцию. И там в мае этого года все резко поменялось на 180 градусов - гос­органы заняли противоположную позицию.
- УГАСК заявило о том, что теперь документы у застройщиков в порядке, претензий к ним они не имеют. А Алматинская апелляционная коллегия заключила: “Установлено и подтверждено, что ответчиками (застройщиками. - Е. Т.) приняты меры по устранению допущенных нарушений путем прохождения разрешительных процедур и заключения необходимых договоров”, и “данное обстоятельство свидетельствует о направленности воли собственников земельного участка на легализацию возводимого строения”, - не может понять сути происходящего Анатолий Яковлевич. - Даже при строительстве государственными структурами случаются чрезвычайные происшествия: в карагандинском микрорайоне “Бесоба” рухнул дом, в Алматы в “Алгабасе” недавно накренилась многоэтажка. Где гарантия того, что и этот многоквартирный дом, построенный гастарбайтерами, не рухнет?.. А если он рухнет, то мы из своего дома живыми не выберемся, - вздыхает пенсионер Иванов. - В этой истории я вижу только два варианта ее окончания: либо сносить многоэтажку, либо пусть застройщики выкупят мой участок, потому что так жить я больше не могу. Все 32 окна многоэтажки выходят на мой двор - я в свой собственный огород выйти в трусах не могу. Какая тут тайна частной жизни, которую гарантирует мне Конституция?! Придется ходить без трусов в знак протеста!.. Я полвека, большую часть своей жизни, посвятил тренерской работе, среди моих воспитанников чемпионы Азии, Азиатских игр, на Олимпиаде в Афинах два моих ученика взяли пятые места, в 2006 году впервые стали чемпионами мира. А сейчас меня ни во что не ставят... Ну где справедливость?!
На наш резонный вопрос, как так получилось, что и его дом расположен в этой же самой водоохранной и рекреационной полосе, где строительство вообще запрещено, бывший тренер заверил: его жилье построено в 30-х годах прошлого века, когда эта зона еще не считалась таковой, а при покупке дома в 2000-х никаких проблем или предписаний не возникало.
Нам удалось поговорить с одним из дольщиков много­этажного дома, создавшего столько проблем супругам Ивановым, Николаем КОНДРАТЕНКО.
- Когда Анатолий Яковлевич подавал заявления в разные госор­ганы по поводу строительства нашего дома, у нас были недочеты в документах, - пояснил Николай. - Но мы все исправили. Сейчас прошли все экспертизы, которые дали положительные результаты, не выявили никаких нарушений. Наш дом не создает никакой угрозы для жизни и здоровья Иванова! Единственное объяснение тому, почему он с нами судится, - это его желание продать свой дом нам за 400 тысяч долларов. Но это нереальная цена! Мы предлагали четыре разных варианта, но Иванов категорически отказывался, требуя деньги немедленно. Откуда они у нас возьмутся? Мы же их не печатаем! Мы, дольщики, строим на свои средства, а за эти два года столько потеряли, еще и девальвация, инфляция... Скоро опять нач­нем работу над домом, надо обновить все документы. Пока у нас финансовые трудности.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

От редакции Принято считать, что суд - это верховенство закона и его решения, даже если они не нравятся, надо выполнять. Однако в данном случае все же уместны некоторые вопросы. Как удалось застройщикам легализовать дом, причем с выявленными многочисленными нарушениями и штрафом, в то время как тысячам казахстанцев не удается узаконить свое единственное жилье? Причем легализовать не где-нибудь на пустыре, а в водоохранной зоне, где запрещено строительство в принципе. И легализовать при этом задним числом! Ведь акт о вводе многоэтажки в эксплуатацию согласно нормативам должны подписать как минимум лицензированная фирма, строившая дом, авторский и технический надзор, которых при начале строительства не было и в помине. Об этом история умалчивает. Будем надеяться, пока умалчивает.


*Рекреационная зона - традиционно используемая природная или специально организованная территория, где жители населенного пункта проводят часы досуга (парки, скверы и другие места отдыха).
Из экологического словаря.

Поделиться
Класснуть