Хоть “караул” кричи!
Прошло уже три с половиной месяца с момента появления в Казахстане местной полиции. Но везде ли она работает в полную силу? Как выяснилось - нет. И даже наоборот. В этом убедился наш корреспондент, побывав в селе Гродеково Жамбылской области.
О том, что в поселке творится что-то неладное, нам еще в прошлом году сообщили местные жители.
- Страшно стало жить в нашем селе, - жаловался в телефонном разговоре пенсионер Николай Александрович КАСИЦЫН. - Кража за кражей, а мер никаких. Село у нас не такое уж и большое, и все примерно знают, кто обносит наши дома. Сообщаем полиции, а она бездействует. Помогите навести порядок!
Едем в Гродеково. Там, кстати, уже побывали таразские правозащитники. Итогом их поездки стало обращение правозащитницы Розы КУШАКОВОЙ, адресованное первому заместителю прокурора Жамбылской области Берику КУЛТАСОВУ: “…Жалоба сельчан подтверждается: в селе действительно произошли многочисленные кражи имущества и денег. Ни одна не раскрыта. Люди уверены, что в их селе существует организованная банда... Никакого расследования по кражам не проводится. Потерпевших никто не ставит в известность о принятии решений по их заявлениям: ни у одного из жителей нет ни одного документа о принятых мерах. На основании изложенного прошу провести проверку заявлений жителей села, принять меры к установлению грабителей, дать оценку действиям правоохранительных органов района”.
После этого обращения в селе Гродеково появился заместитель районного прокурора и вручил каждому бумагу о принятом по делу решении. Это чтобы человек хотя бы знал: его дело все еще расследуется или списано в архив. И снова все затихло.
…Наша поездка в Гродеково началась с поиска места для разговора с людьми. Опорный пункт оказался закрыт, и мы зашли в акимат. Глава Гродековского сельского округа Ескер БУРАЛХИЕВ предоставил нам один из кабинетов, но ровно в 19.00 попросил его освободить - дескать, акимат закрывается. Кстати, гродековский аким не проявил ни малейшего интереса к теме нашего разговора, посчитав, видно, что это его не касается. Вот тебе и “местная полиция”, подотчетная исполнительной власти!
Но людям, как мне показалось, было совершенно все равно, кто их охраняет. Точнее, не охраняет.
- Утром 13 февраля 2013 года я повела внуков в детсад, который находится всего-то в трех кварталах от дома, - рассказывает сельчанка Султо КУРИМАМЕДОВА. - Вернувшись, увидела ужасную картину: окна пластиковые распахнуты, в доме все перевернуто. Украли 3 тысячи долларов, 60 тысяч тенге и все золотые украшения - на два миллиона тенге. Об этом случае даже рассказывали в теленовостях. Потом случайно услышала, что воров нашли с помощью банковской видеокамеры. Я сразу прибежала в опорный пункт, но там мне объяснили, что это другая кража раскрыта, а до нашей очередь еще не дошла. И вот только недавно я узнала, что мое дело расследовалось всего два месяца, а потом было приостановлено. А теперь о нем, наверное, уже и не вспоминают.
- Дом моей мамы Фатимы РОСТОМАДЗЕ, проживающей по улице Мира, четыре раза обворовывали, - сокрушается Айша КАРАХМЕТ-ОГЛЫ. - Каждый раз мы обращались в полицию, но результат нулевой. Мама 2 августа прошлого года скончалась, так и не дождавшись, когда раскроют хотя бы одно преступление.
- На наш дом было совершено разбойное нападение 1 мая 2014 года, - вступает в разговор Маду АЖИЕВ. - Мы с супругой отправились в кафе, дома оставались мой 45-летний брат и двое наших детей - 11 и 13 лет. Разбойников было четверо: один караулил, а трое вошли в дом - они были в медицинских масках, вооружены ножом, пистолетом и гвоздодером. Чтобы детей не тронули, брат сразу сказал, что деньги в сейфе. Тогда злодеи заперли всех в бане. Унесли все деньги - 830 тысяч тенге. Соседи говорят, что с вечера видели черную иномарку. Выходит, за домом следили. По нашему вызову приехала полиция с собакой, но так никого и не нашла. А парень, которого мы подозреваем, который засветился и на других кражах, спокойно гуляет…
Примечательно, что все наши собеседники, характеризуя деятельность полиции по раскрытию краж, отмечали ее полную инертность и вялость. Но добро бы только это. Некоторые действия стражей порядка вызывали у граждан вполне определенные предположения. Взять хотя бы случай с Фатимой ХУСЕЙН-ОГЛЫ, живущей на улице Таласской. 11 декабря 2013 года они со снохой выехали в областной центр на свадьбу, муж находился в командировке. Дом был заперт, а в летней кухне оставались пять женщин-соседок. Вернувшись вечером, Фатима зашла в дом и обомлела: все было перевернуто, даже ковры содраны со стен! Воры похитили 200 тысяч тенге и все золото. Еще один дом в селе обчистили именно в тот час, когда хозяева в ресторане справляли свадьбу. Причем воры оказались столь наглые, что посидели за накрытым в зале столом, выпили, закусили и ушли, прихватив из дома дорогие вещи. Полиция, естественно, никого не поймала, хотя если воры пили и ели, то, значит, и следы оставили...
Но вернемся к Фатиме. У ее снохи был сотовый телефон со всеми современными наворотами. Так вот его тоже украли.
- Мы этому даже обрадовались, зная, что раскрыть кражу можно, отследив телефон, - рассуждает Фатима. - Но через неделю пришел полицейский с нашей соткой, правда, без сим-карты, и рассказал загадочную историю об обнаружении мобильника в канаве возле инфекционной больницы в Таразе. Я вообще-то считала, что похищенная вещь - это вещественное доказательство и ее надо возвращать официально…
Такая же странная история произошла и с Николаем Касицыным. 28 января 2014 года, пока они с женой ездили встречать внучку, в их дом проникли воры, без труда открыв пластиковые окна. Украли 3 миллиона 200 тысяч тенге - это все, что пенсионеры скопили за всю свою трудовую жизнь. Супруги сразу вызвали полицию, написали заявление. А через месяц выяснилось, что его нет в природе.
- Мы написали вторично, - вспоминает Николай Александрович. - А спустя три месяца, не видя никаких подвижек, я сам поехал в райцентр, чтобы хоть что-то прояснить по делу. В Жамбылский РОВД попал с третьей попытки - не хотели почему-то меня пускать. Следователь, по-моему, не очень-то был доволен моим приездом. Отправил меня к старшему оперуполномоченному Азимхану БЕЙБУТОВУ: мол, ты ему все расскажи, а он мне потом доложит. Ну я и выложил, кого подозреваю, поделился своими соображениями о том, как изобличить преступников. Думал, все, теперь наконец-то их поймают. Но никто никого и не собирался ловить! А в декабре 2014 года я стал свидетелем, как воры лезли к моему соседу. Я их узнал - это была наша местная шпана, в том числе и те, полагаю, кто обокрал нас с бабкой. Я звонил по этому поводу и в опорный пункт, и в Полаткощинский отдел полиции (ПОП), наконец вспомнил про Азимхана и ему позвонил - думал, по горячим следам они задержат воров. Какой там! Азимхан приехал только через 18 дней, когда уже не было никакого смысла приезжать. Поэтому я и думаю, что не отыщутся мои деньги. Они уже ушли куда надо…
Пока мы беседовали с местными жителями, подъехал начальник поселкового отдела полиции Жанибек НАРБАЕВ. Он сообщил, что работает здесь с 2014 года, немного послушал стенания сельчан - и уехал не попрощавшись.
Впечатление, конечно, от всего услышанного было удручающее - сплошная безнадега. Впрочем, как позже выяснилось, одна крупная кража в Гродеково все-таки была раскрыта - та, что произошла 28 февраля 2015 года в доме СОХРАНОВЫХ. Не раскрыть ее было просто невозможно: воров запечатлела видеокамера, когда те снимали деньги с похищенной банковской карточки. Так вот, одним из них оказался Джафар ОСМАНОВ, не так давно поселившийся в Гродеково. А его подельником - бывший сотрудник полиции! Последний, впрочем, из соучастников быстро перешел в разряд свидетелей, объяснив, что он не крал, а просто… сопровождал товарища. Были, по словам хозяина дома Сергея Сохранова, еще задержанные, но одни из них бесследно исчезли, а другие тоже получили статус свидетелей. Османова суд приговорил к трем годам колонии. Но вот похищенные деньги и золото он потерпевшим так и не вернул.
После таких историй как не вспомнить известное выступление президента Казахстана, когда Нурсултан НАЗАРБАЕВ привел в пример ситуацию в столичном микрорайоне “Жансая”: “За неделю в одном подъезде восемь квартир обокрали - никто не может найти. Это что за полиция? Я в этом случае думаю, что вместе с полицейскими квартирные кражи производят. Знают, когда человек в командировке, подбирают ключи, заходят. Где охрана, где записи слежения? То есть человек не чувствует себя в безопасности…”.
В селе Гродеково точно не чувствует.
Готовя этот материал, я много беседовала с различными полицейскими чинами из областного ДВД, не единожды слышала про разработанную в МВД специальную программу по противодействию кражам, где упор делается на вовлечение населения в борьбу с этой категорией преступлений, на “соседский присмотр”… Но вот что получается: со стороны граждан есть огромное желание выполнять эту программу, чего, к сожалению, нельзя сказать о местной полиции села Гродеково.
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Жамбылская область