2733

А ручки-то - вот они...

В новое здание южноказахстанский областной историко-краеведческий музей переехал год назад, а научные сотрудники новоселью не рады и втихаря клянут местные власти и проектировщиков, подложивших им такую свинью. Правда, открыто возмущаться ученые не осмеливаются - боятся репрессий. Только заведующий отделом археологии и этнографии Агзам РУСТЕМОВ (на правом снимке), ученый с 30-летним стажем, публично говорит о патовой ситуации, в которой оказался музей, после того как переехал с насиженного места на самую окраину города, заманчиво именуемую “новая историко-культурная зона”.

На самом же деле это глухая окраина Шымкента площадью 70 га, где за последние несколько лет выросло несколько таких грандиозных строений-призраков, как центр обрядов и обычаев, комплекс, посвященный 550-летию Казахского ханства, историко-краеведческий музей, площадь да сквер. Здесь почти всегда безлюдно. Лишь изредка на горизонте, словно фантом, промелькнет фигура кого-нибудь из сотрудников этих очагов культуры.
Оживление случается по особым дням, когда в городе назначены праздничные мероприятия. Вот тогда “зона” на несколько часов наводняется людьми. Однако после того как заказные автобусы собирают нагулявшуюся и окультуренную публику, “зона” вновь приобретает жутковатый сюрреалистичный вид. Власти говорят, что запустение сменится многолюдьем, нужно только подождать несколько лет, когда эта окраина будет застроена.
И все же это не самое главное, что беспокоит служителей музея. Главная и, возможно, неразрешимая проблема - это то, что проектировщики не учли особой специфики здания и построили его как заурядную тойхану.
- Музей - это не только экспозиционные залы, но и прежде всего фондохранилища, - констатирует Агзам Рустемов. - Их в новом музее попросту нет. Собственно говоря, мы и не просили нового здания. Прежнее здание музея вполне соответствовало всем стандартам. Единственное, о чем мы просили, это организовать там фондохранилище. Оно там было, правда, существовали некоторые проблемы, однако они были вполне устранимы.
- Фондохранилища размещались в подвале соседнего с музеем дома, - рассказывает Агзам Рустемов. - Беда заключалась в том, что жильцы топили подвал, и тогда наши фонды “плыли”. Было как минимум два “вселенских потопа”, которые нанесли немалый урон коллекции. Мы предлагали властям отдать под фондохранилище и мастерские соседнее с музеем здание, где располагалась коллегия адвокатов. Вместо этого нас в приказном порядке поселили здесь.
Сейчас кабинет Рустемова и его коллег похож на склад черепков, обломков и прочего музейного добра, а если учесть, что южноказахстанская земля - настоящий клондайк для археологов, то не за горами тот час, когда предметы старины глубокой вообще вытеснят ученых из их кабинетов. Начальство обещает решить эту проблему и построить здесь фондохранилище с прочими специализированными помещениями. Однако это вызывает большой скепсис у Агзама. Ведь практически вся территория близ нового музея уже застроена. Кстати, и по сию пору львиная доля экспонатов так и осталась в старом здании музея, где сейчас располагается областная библиотека.
Краевед Алексей ГОНЧАРОВ не скрывает своего возмущения соз­давшейся ситуацией.
- В результате этого “безголового” переселения музей фактически утратил статус краеведческого, - говорит Алексей. - В новом музее нет зала природы. Зал природы остался в старом здании, и теперь посетители областной библиотеки читают книжки среди экспонатов зала природы. Демонтировать и перевезти его на новое место нельзя, потому что он делался на века, а для обустройства его в новом музее потребуются немалые деньги, и это в условиях кризиса…
Гончаров заявляет, что в новом музее грубо нарушены международные стандарты. В нем системы кондиционирования, щели в витринах видны даже издалека, а это значительно сокращает жизнь экспонатов. Да и сами экспонаты вызывают большой скепсис у краеведов. По словам Алексея, безвозвратно утрачено несколько экспозиций, которые были богато представлены в старом здании музея. К примеру, кабинет уездного начальника, интерьер избы крестьянина-переселенца, экспозиция, посвященная временам русско-кокандской войны.
- Зато появилась совершенно нелепая коллекция ручек, - возмущается Гончаров. - Например, ручка какого-то никому не известного депутата, какого-то акына, а то и ручки с символикой казахстанских банков. В изобилии портреты ханов, нарисованные малоизвестными художниками, которые не представляют ни художественной, ни исторической ценности. А между тем в старом музее выставлялась потрясающая коллекция оружия. Было около десятка кольчуг, шлемов. Сейчас кольчуга и шлем выставлены в зале по одному экземпляру. Была подлинная наградная шпага уездного градоначальника. Это действительно редкая вещь, а вместо этого на стендах какие-то муляжи и дешевые копии.
Особую горечь у тех, кто знает и любит историю края, вызывает судьба кокандских пушек, что располагались у входа в старый музей. Эта коллекция уникальна, другой такой в стране нет. Дело в том, что Шымкент был узловой крепостью, прикрывающей выход на Ташкент, и потому был хорошо оснащен оружием. После того как в 1864 году русские войска взяли крепость, осталась масса трофеев. Когда в 1925 году создавался музей, они вошли в его коллекции. Одна из кокандских пушек была в собственности военкомата, еще одна найдена на территории мясокомбината, третья украшала городской парк. В общей сложности собралось восемь пушек, и все они были размещены в старом музее. Сейчас эти никем не охраняемые свидетельства боевой мощи Шымкента стоят перед зданием библиотеки, так же как и древние балбалы.
- Теперь все это надо вывезти на новое место, - рассуждает Гончаров. - Но для этого нужны деньги, да и не вписываются они теперь в общую картину “зоны”. Мне вообще не понятно, по какому принципу формировались экспозиции. Насколько мне известно, стена археологии в новом музее была составлена по рекомендациям бывшего акима области МЫРЗАХМЕТОВА. В итоге вместо реальных исторических экспонатов появились какие-то сомнительные иллюстрации местного мифа о том, что Ноев ковчег причалил к Казыгурту.
Красивый и монументальный снаружи музей изнутри так и кишит вопиющими нарушениями международных стандартов. Так, рабочие кабинеты научных сотрудников расположены, что называется, в шаговой доступности для чужаков, по соседству с выставочными залами, а это недопустимо.
- Служебные помещения должны быть закрыты для посетителей и размещаться в отдельном блоке, а не так, как сейчас, - говорит Агзам Рустемов. - Да что там служебные помещения! У нас здесь нет даже комнаты для камеральной обработки артефактов! Материал с раскопок нужно отмыть, обработать определенным составом, чтобы увидеть, что под наносным слоем находится, а у нас даже ванны для этого нет, не то что специального помещения. Нет здесь и канализации, спасибо, хоть вода есть.
Возмущение Алексея Гончарова и Агзама Рустемова разделяют многие сотрудники музея. Однако выступать против нынешнего начальства ни под каким видом не хотят. Правда, есть и те, кто ничего, кроме гордости и радости по поводу новоселья, не испытывает. Среди них начальник информационного отдела музея Гульмира ЛАЗАР. Девушка говорит, что работать в новом здании одно удовольствие. Вместо фондохранилищ в залах оборудованы специальные комнаты, никаких проблем с камеральной обработкой артефактов, да и от посетителей отбоя нет.
- Все у нас довольны, - говорит девушка. - И если только одного человека что-то не устраивает, это его проблема.
Выяснить мнение областного акимата о судьбе и проблемах историко-краеведческого музея нам так и не удалось. Начальника управления культуры Кулию АЙДАРБЕКОВУ застать на рабочем месте крайне сложно. Да и ее заместитель Асылхан ТЕМИРХАН, судя по всему, человек весьма занятой. Завидев у себя в кабинете репортеров, чиновник, прежде распивавший чай и мило щебетавший по телефону, вдруг подорвался с места и рванул вон. Уже на лестничной площадке мужчина сообщил, что его ждут сразу в трех кабинетах областного акимата и промедление недопустимо.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА,фото Бахадыра ТАЖИБАЕВА, Шымкент

Наша справка
Строительство нового историко-краеведческого музея началось в декабре 2013 года, закончилось в ноябре 2014-го, а 4 декабря 2014 года состоялась не просто торжественная церемония его открытия, но и была представлена первая экспозиция. На создание подобных выставок у уважающих себя музеев уходит около года. И еще одна цифра. На строительство нового музея из госбюджета было затрачено 438 миллионов тенге.

Поделиться
Класснуть