Мой дом - чужая крепость
Какие только перипетии не происходили с домом Алимжана КАДЫРОВА за последние 10 лет! Трижды он сменил хозяев, дважды побывал в банковском залоге, один раз был даже продан на торгах. Вот только его реальный хозяин все это время об этой свистопляске даже не догадывался.
Свой первый и единственный дом Алимжан начал строить, когда ему исполнилось ровно тридцать. До этого он вместе с молодой женой, четырьмя братишками и тремя сестрами теснился в старом родительском доме. В 1993 году на семейном совете постановили поделить родительский участок в 15 соток на две части и одну половину отдать Алимжану.
- Работы не было, дохода тоже никакого, жили тем, что земля давала, - вспоминает мужчина. - Мы же из пригорода, огород да хозяйство помогли выжить. Вот так, по копейке, по кирпичику дом и поднимали, а в 1998 году мама и вовсе официально отказалась от своих 7 соток, и постановлением Кызылжарского сельского акимата этот участок был тоже переписан на меня.
Правда, дальнейшую беготню с оформлением правоустанавливающих документов на дом и строение Алимжан все откладывал - то работенка какая появится, то семейные заботы. Впрочем, в этом пригородном поселке и сегодня не у каждого домовладельца есть полный пакет документов.
Ровно семь лет строил Алимжан свой дом. За это время жизнь потихоньку наладилась. Появились стабильная работа, достойный заработок. Когда в 2000 году семья Кадыровых справляла новоселье, глава семейства уже крепко стоял на ногах. Работал дальнобойщиком. Собственного тяжелогруза у него не было, но планы на будущее были радужными и вполне реальными.
В 2005 году судьба свела Алимжана с Жанадилом САПАРБАЕВЫМ.
- Жанадил предложил мне поработать на его КамАЗе, и я согласился, - рассказывает наш герой. - Мы с ним как братья были. Семьями дружили, никаких тайн друг от друга не держали, все по-честному. Но в 2009 году из-за конкуренции стало сложнее работать, Жанадил продал грузовик, и мы по работе с ним разошлись. Однако дружбу не потеряли, созванивались, в гости друг к другу ходили… Эх, если бы я знал, что, сидя за столом в моем доме, он за душой такой камень держал…
Ранней весной 2014 года в дом Алимжана постучалась незнакомая женщина со сногсшибательной новостью: семье Кадыровых следует в срочном порядке освободить жилище, так как оно и участок принадлежат некоему Ерболу ЕСКАРАЕВУ. Сначала Алимжан решил, что это чей-то злой розыгрыш, но от дальнейших новостей ему стало совсем не до шуток. Адвокаты, к помощи которых обратился простой шофер, раскрыли ему глаза на события последних десяти лет.
Оказывается, его бывший работодатель и лучший друг Жанадил Сапарбаев еще в 1999 году каким-то образом сумел оформить на себя участок и дом, который построил Алимжан!
- А в 2005 году заложил дом в банке под кредит в 3 миллиона 400 тысяч тенге! - продолжает свой невеселый рассказ Кадыров. - Конечно, кредит он не гасил, и в 2014 году мой дом был продан с торгов за 3 миллиона тенге некоей Абдирахимовой. Та женщина спустя два месяца продала дом Ескараеву, но уже за 7 миллионов тенге, и новый владелец заложил дом в банке под 8 миллионов 300 тысяч тенге. Вернее, кредит взял другой человек, а залогодателем и созаемщиком выступил Ескараев. И теперь меня выселяют из моего собственного дома!
Уже год Алимжан пытается доказать свою правоту, однако никто его и слушать не хочет. Следствие по заявлению Кадырова то прекращается, то снова открывается. Исписаны тонны бумаг, но доводы Кадырова и его адвокатов следователь Абайского отдела полиции Шымкента О. АЛЬЖАНОВ игнорирует. Никому не интересно, что в архивах Кызылжарского сельского округа нет никакой записи о передаче восьми соток земли в пользование Ж. Сапарбаева.
- Мы предоставляем следователю ответ из областного архива, что постановление акимата о выделении Сапарбаеву земельного участка в 0,08 га в архив не поступало, - говорит адвокат Ахрор МУХИТДИНОВ. - Кроме того, мы предоставляем копию выписки из журнала регистрации постановлений акима Шымкента: в графе, где, судя по документам Сапарбаева, должна быть запись о выделении земли, пусто. Однако полиция этого в упор не видит!
Следователь Альжанов свято верит в невиновность Сапарбаева лишь потому, что согласно материалам другого уголовного дела Сапарбаев сам является пострадавшим.
5 декабря 2013 года в Аль-Фарабийском райсуде Шымкента обвинительным приговором закончилось слушание дела о мошенничестве. Согласно материалам Талгат АЛТАЕВ на протяжении длительного времени, пользуясь доверчивостью граждан, нагло обманывал их. За умеренную плату он обещал им помочь с оформлением кредита, наивные люди отдавали мошеннику необходимые для этого документы, Алтаев получал кредиты - но до своих клиентов деньги не доносил. Так вот, среди жертв афериста Алтаева числился и Жанадил Сапарбаев: как и остальные 24 потерпевших, он отдал мошеннику документы на дом, который построил и в котором пока еще живет Алимжан Кадыров. Приговором судьи БИЙСИМБИЕВОЙ Алтаев был осужден на пять лет, а Сапарбаев признан потерпевшим.
Именно это обстоятельство следователь Альжанов расценивает как аргумент, свидетельствующий о невиновности Сапарбаева. В очередном постановлении о прекращении уголовного дела в отношении Сапарбаева полицейский отмечает, что суд признал тот факт, что Алтаев обманным путем “завладел имуществом Сапарбаева, то есть домом, расположенным по адресу… после чего заложив в банк его дом, завладел деньги в сумме 3.350.000 тенге… То есть в действиях Сапарбаева, отсутствует состав преступления и полностью опровергает заявление и показания Кадырова (стилистика следователя сохранена. - З. М.)...”
- Этот вывод ошибочен, - утверждает адвокат Мухитдинов. - Во время судебного процесса никому, кроме Сапарбаева, не было известно о манипуляциях с документами на данное домостроение.
Любопытно, что практически все потерпевшие по делу Алтаева - жители Кызылжарского сельского округа. Не свидетельствует ли это о том, что в этом пригородном поселке долго и успешно действовала преступная группа?
Странным кажется и то, что не единожды шымкентские отделения банков умудрились выдать кредиты по документам, подлинность которых вызывает большие сомнения.
Вопросов в этой истории пока больше, чем ответов. А полиция между тем, зацепившись за весьма спорный довод, предпочитает поскорее покончить с этим делом.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент