Построили на свою голову
Перелескинцы возрождали детсад всем миром.
Жители костанайского села Перелески, вытянувшие, как говорится, на своих горбах строительство детского сада, могли бы вслед за литературным героем сказать: “Зачем нам орден? Мы согласны на медаль”. Но вместо наград самые активные из них угодили в уголовную историю.
Детсадовский вопрос в нынешних казахстанских реалиях - один из самых болезненных. Десятки тысяч людей стоят в очередях, чтобы устроить своих чад в детские сады, но везет далеко не всем. Теперь для любого акима показатель охвата дошкольным образованием неизбежно увязывается с его профпригодностью. Представьте теперь, как приятно было вступившему в должность акиму Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВУ почти три года тому назад открыть детсад в отдаленном крупном селе Перелески. Об этом событии трубили на всех углах, опять же статистика охвата значительно улучшилась. Но вот прошло совсем немного времени, и вокруг детсада закрутились новые дела, на этот раз совсем не из приятных.
- Мы вообще не можем понять, почему и как оказались в ситуации, связанной с криминалом, - говорит директор перелескинской средней школы Наталья ТУЛЕНДИНОВА (на снимке). - Я лично в этом деле не фигурирую, но говорю “мы”, потому что история возрождения детсада в нашем селе - это общее дело всех наших учителей и практически всех жителей села.
Тулендинова, размышляя об этой злосчастной истории, может произнести: “Это я строила” - в том смысле, что она, как директор средней школы, согласилась взять на себя ответственность по проведению тендера на восстановление детсада. От него, построенного еще при СССР, остались только стены, поэтому возможности вдохнуть в это здание новую жизнь перелескинцы обрадовались несказанно. Директор и учителя, дети и родители - все они принимали посильное участие в этом проекте: устраивали субботники, облагораживали территорию…
- Новому детсаду понадобился руководитель, - вспоминает Тулендинова. - Я убедила принять эту должность нашего учителя Гульсару УРАЗГАЛИЕВУ (на снимке). Она человек активный, энергичный, ответственный. Вряд ли кто лучше нее справился бы с этой махиной.
К визиту областного акима перелескинский детсад был подготовлен идеально. Главе области продемонстрировали новую мебель, комплекты белья и посуды, ковры и столы, шкафы и диваны, спортивные и игровые комплексы. Все здесь было сверкающим и новым, вплоть до дверных табличек, но… как теперь утверждают следователи, ничего из вышеперечисленного там не могло быть в принципе. И все это добро теперь чуть ли не вещдоки в уголовном деле о служебном подлоге и превышении должностных полномочий.
Оказывается, к моменту проведения тендера объем средств, выделенных на возрождение детсада, был “слегка” урезан. Сделано это было, чтобы удешевить проект. Из него убрали ряд “деталей” - например, электрическую подстанцию, ограждение, мощение территории тротуарной плиткой, а также практически всю “начинку” дошкольного учреждения. Выкручиваться из ситуации перелескинцам было предложено самим.
- Мы сильно переживали, как быть, - делится воспоминаниями бывшая и.о. заведующей детсадом Гульсара Уразгалиева. - И тогда из райцентра поступила директива использовать деньги, имеющиеся у нас на счету.
Ситуация была такова: детсад как госпредприятие существует на бюджетные деньги по программе дошкольного воспитания и обучения “Балапан”. Перелескинцам на 2013 год было выделено 36 млн. 288 тыс. тенге из расчета запланированного содержания 160 детей в рамках госзаказа. Но такого количества малышни в селе не набралось. По словам Уразгалиевой, детсад регулярно посещали от 80 до 110 дошкольников. То есть средства, предназначенные для как минимум еще полсотни ребятишек, оставались невостребованными. Их и решено было потратить на посуду и белье, мебель и игрушки - в общем, на ту самую “начинку”, без которой детсад всего лишь бетонная коробка с окнами.
Гульсара Уразгалиева с благословения районного акимата и райотдела образования успела потратить на необходимые для детсада покупки почти 14 миллионов тенге. Все траты, кстати, доказаны документально. Причем важно, что ни копейки из этих денег никем не присвоено, имущество на месте, им продолжают пользоваться дети и сотрудники. Однако вынужденные действия Уразгалиевой были расценены областной ревизионной комиссией, а вслед за ней и следственными органами как нецелевое использование средств, подлог документов и превышение полномочий!
Ну а теперь представьте на минуточку, как развивались бы события, если бы Уразгалиева воспротивилась директиве районного начальства и не снабдила бы детсад чем нужно к приезду самого акима области. Что сделало бы с ней после этого начальство? То-то и оно…
- Гульсару ведь просто бросили на амбразуру: поставили простого учителя казахского языка управлять новым детским учреждением, - говорит Наталья Тулендинова. - Руководящего стажа - ноль, знаний в финансах и бухгалтерии - ноль. В избытке лишь желание работать. Ей же должны были помогать те, кто там, наверху. А ее, грубо говоря, подставили. Конечно, другого выхода на тот момент не было, потому что денег других не было. Но главное - Уразгалиева была совершенно уверена, что ничего недозволенного не делает. Мы же сутками там пропадали: то насос потек, то трансформатор надо ставить, то старая ограда завалилась… Причем у нас на руках еще свои грудные дети были! И вот за всю эту тяжелую работу теперь перспектива уголовной ответственности, условного срока и штрафа в две тысячи МРП.
О “благодарностях” свыше сама Тулендинова, переживающая за свою коллегу, знает не понаслышке. Ее как директора школы стабильно трижды в год штрафуют за то, что в кабинете химии нет водопровода и канализации. Последний наложенный на нее штраф составил уже 40 тысяч тенге!
- Мне вчера юрист из райотдела образования звонит и говорит: “Вот вы штраф не заплатили, и нам из акимата пришло письмо с требованием вынести вам дисциплинарное взыскание”. Это абсурд! Как я могу провести там канализацию? За свой счет? Ну не дают школе на это денег! Еще и штраф заплати! А у меня трое детей, и один из них инвалид. Я не жалуюсь, но должна же быть справедливость.
У Гульсары Уразгалиевой на руках тоже трое детей. Возможный 4-миллионный штраф ляжет на ее семью тяжким бременем. Плюс к тому судимость, которая лишит учителя права работы по специальности. Вот и спрашивается: зачем перелескинцы во все это ввязались? Строительство, реконструкция, ремонт, госзакупки и, как итог, уголовное дело. Подумать только: не взялись бы за возрождение детсада в своем селе - жили бы спокойно. Ну а взялись - получайте, ведь инициатива наказуема. Ох, неладные это дела…
Самое интересное, что ущерба в этом деле нет: из областного бюджета “незаконные” траты по программе “Балапан” уже возмещены в республиканскую казну.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора и из личного архива Г. УРАЗГАЛИЕВОЙ, Костанай