5208

О бедном туристе замолвили слово

Асель НУРКЕБАЕВА.

Ассоциация туристских агентств Казахстана (АТАК) призывает директора Казахстанской туристской ассоциации Рашиду ШАЙКЕНОВУ и председателя комитета туристской отрасли Национальной палаты предпринимателей Розу АСАНБАЕВУ добровольно подать в отставку, так как они не справляются со своими обязанностями. Об этом руководство АТАК заявило на прошедшей вчера в Алматы пресс-конференции.

По словам президента АТАК Асель НУРКЕБАЕВОЙ, Рашида Шайкенова уже не раз лоббировала интересы туроператоров, которые впоследствии кидали туристов - “Гульнар тур”, Travelsystem и т.д. Что касается Розы Асанбаевой, то она, во-первых, аффилирована с КТА (когда-то она была ее президентом), во-вторых, полностью игнорирует любые замечания и предложения АТАК, касающиеся туристической отрасли - хотя, по идее, должна представлять интересы всех участников рынка.
- Это не борьба между ассоциациями, - говорит Асель Нуркебаева. - Это просто ситуация, когда уже нет мочи терпеть. И если завтра у нас на рынке будет такая же ситуация, я просто не буду видеть смысла в своей работе. Поэтому  мы и предлагаем такие радикальные меры, как смена руководства этих двух организаций.
В ходе пресс-конференции также была затронута тема поправок в законодательстве о туризме, которые разработало Министерство по инвестициям и развитию. Правительство планирует использовать опыт Велико­британии и Дании, создав Фонд защиты прав туриста, в который туроператор должен будет перечислить 75 процентов от общей стоимости каждого тура. Деньги эти будут там храниться до тех пор, пока турист не вернется, и еще некоторое время после - чтобы в случае возникновения проблем иметь возможность покрыть затраты. Однако в АТАК считают, что эта инициатива попросту уничтожит казахстанский рынок туризма, поскольку далеко не каждая турфирма сможет вносить в фонд огромные суммы и держать их там в течение долгого времени. Или же услуги турагентств настолько подорожают, что казах­станцам такой отдых станет не по карману.
Ассоциация вместо этого предлагает создать Фонд туристской взаимопомощи, куда будут стекаться взносы с каждой проданной путевки, но, конечно, не 75 процентов, а 200-400 тенге. Кроме того, АТАК считает необходимым ввести практику вмененного страхования ответственности тур­оператора перед туристом вместо обязательного страхования. Еще одно предложение - создать единую регистрационную систему, где в реальном времени будут видны все этапы - от заключения договора до его погашения, а также статус оплаты за перелет, проживание и т.д. Ну и, наконец, желательно, чтобы все игроки туристического рынка состояли в профессиональных ассоциациях, которые, в свою очередь, должны входить в Союз туристской отрасли. Делается это для того, чтобы присваивать им рейтинги, на которые могли бы ориентироваться туристы.
На пресс-конференции поднималась еще одна горячая тема.
В Казахстане опять складывается непонятная ситуация с паломниками, отправляющимися на хадж. Как сообщает АТАК, в этом году Саудовская Аравия выделила нашей стране 5000 квот, которые согласно заключенному между этим королевством и Духовным управлением мусульман Казахстана меморандуму разделены на две части. Первая часть паломников отправится в путь на бортах авиакомпании национального перевозчика Саудовской Аравии FlyNAS, а вторая - отечественной SCAT. В связи с этим АТАК беспокоят несколько вопросов.
Во-первых, у рынка отсутствует информация о датах вылета, и так как на время хаджа аэропорты городов Джидда и Медина получают огромную нагрузку, наши паломники рискуют и вовсе остаться дома. Во-вторых, согласно меморандуму между ДУМК и властями Саудовской Аравии пребывание паломника на территории этой страны должно составлять более 20 дней, что существенно повышает стоимость тура. Если раньше казахстанские паломники совершали хадж за 10-18 дней и тратили на это около 3800 долларов, то сейчас цена вырастет до 4400 долларов. В-третьих, идет ущемление прав предпринимателей, которые в прошлые годы могли предоставлять разные по стоимости туристические пакеты от экономкласса до уровня VIP. В-четвертых, создается искусственная монополия, которая ограничивает свободу выбора воспользоваться другим вариантом вылета: к примеру, билеты на регулярные рейсы авиакомпаний Turkish Airlines, AirArabia, EtihadAirways, FlyDubai дешевле на несколько сотен долларов. В-пятых, FlyNAS не имеет представительства в Казахстане, что усложняет процедуру выписки авиабилетов и ставит вопрос надлежащего обслуживания рейсов по прибытии.
- Сегодня сложилась ситуация, когда рынок туристических услуг, не успев оправиться после громкого скандала с Travelsystem, рискует получить новую волну нестабильности и подвести 5000 человек, - опасаются в АТАК.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть