2616

Аватар цвета радуги

Новость о том, что в США узаконили однополые браки, вызвала большой резонанс по всему миру. Наша страна не стала исключением. Одни казах­станцы вслед за командой Facebook раскрасили свои аватарки в радужные цвета, другие стали оставлять под ними гневные комментарии, третьим все равно, кто с кем спит, лишь бы это не касалось детей.

Нарушают ли секс-меньшинства своей борьбой за равноправие права людей традиционной ориентации? Нужно ли в Казахстане вводить институт однополых браков? Эти вопросы остаются одними из самых провокационных и в то же время обсуждаемых. В западных странах, США и даже в соседней России показательным способом привлечения общественного внимания к проблемам секс-меньшинств стали гей-парады, или марши равенства. Будут ли гей-парады проводиться в Казахстане?
Представитель ЛГБТИК-сообщества Жанар С. поправляет меня: корректно говорить не парады, а прайды:
- Парады были в советское время, когда наличием боевой техники и марширующих людей пытались, видимо, запугать несуществующих врагов. Марш гордости людей, которые любят, дышат, живут, растят детей, имеют права, закрепленные за каждым в Конституции, - это и есть прайды. И я приму участие в прайде обязательно, если он пройдет в Казахстане. Своей стране я желаю только лучшего.
Жанар рассказала, как она участвовала в гей-прайдах в других странах, в частности в Литве, где она учится:
- В европейских городах такие мероприятия проходят с участием представителей Европарламента, администрации города, консульств и посольств. Это не бразильский карнавал, картинка которого почему-то всплывает в голове у обывателя, а марш людей, борющихся и отстаивающих права человека. В этом году мне посчастливилось быть на европрайде в Риге, где я представляла Казахстан с радостью и гордостью. Собираюсь сделать это и в Амстердаме в начале августа. В будущем и в нашей стране мы научимся жить мирно друг с другом, несмотря ни на сексуальную идентичность, ни на статусное положение. Мы все имеем право на свободу самовыражения и право любить.
Поддерживает Жанар и алматинка Дана Ж., пожелавшая не называть настоящие имя и фамилию, объясняя это тем, что не все казахстанцы готовы принять на равных представителей секс-меньшинств. Дана представляет себя как транс­гендерную женщину, считая, что термин “транссексуал” медицин­ски уже устарел:
- Пока существуют ксенофобия, дискриминация и предрассудки, необходимость ЛГБТ-прайдов и других манифестаций инаковости будет актуальной. Казахстан не какое-то особенное государство, где живут особенные люди. Здесь нарушаются почти все права секс-меньшинств. Кто не верит - пусть открыто объявит себя геем или лесбиянкой и походит потом на работу, в гости к друзьям, к врачам, в полицию пусть обратится и так далее. Сразу почувствует на себе клеймо. В гей-прайдах я не участвовала, для меня каждый день проходит как гей-прайд.
В Казахстане невозможно провести митинг против повышения пенсионного возраста, не то что гей-парад, уверена Кира Ж., характеризующая себя как пансексуальная цисгендерная женщина:
- Что такое гей-парад? Это возможность заявить о своих правах. ЛГБТ же подвергаются дискриминации постоянно: обратишься в полицию - столкнешься с издевательствами. Например, изнасилованной девушке-лесбиянке могут заявить: и правильно тебя поимели, спасибо ему еще скажи, что вылечить попытался. А геев могут записать на мобильный и слить в Интернет. Проблемы возникают и на работе. Понятно, что, устраиваясь, ты не заявляешь: “Привет, я Джейн, и я лесбиянка”. Но вот конкретный пример: к знакомой журналистке приставал редактор, она ему заявила о своей ориентации, и он ее гнобил длительное время. Всем в коллективе растрепал, что она любит девушек, создал ей нетерпимую обстановку и в итоге уволил.
Если практически все представители секс-меньшинств выступают за проведение гей-прайдов как способа отстаивания своих прав, то и на институт брака у каждого из них разные взгляды. Дана Ж. уверена: браки не нужны вообще, но пока они существуют, то для всех должны быть одинаковыми. Андрей А. считает, что в нашей стране однополые браки бесполезны, так как подавляющее большинство представителей секс-меньшинств живут закрыто и пользоваться этой возможностью не будут. Киру Ж. как юриста волнуют вопросы правового регулирования:
- Как решать имущественные вопросы? Как делить совместно нажитое имущество, передавать его по наследству совместным детям? В этом плане вопрос брака для однополых пар актуален. Гомофобы будут орать: не нужны нам гейские свадьбы. Но для меня важно признание социального партнерства. У нас есть ребенок, мы хотим еще детей, планируем строить дом совместно. Завтра со мной что-нибудь случится, имущество достанется моим родственникам, которые отношения не имеют к дому. Вот вам и пример.
Вопрос воспитания детей в однополых семьях, пожалуй, вызывает больше всего споров и резко противоположные мнения. Юрист Александр КАПЛАН уверен: государство защищает брак между мужчиной и женщиной, не допуская при этом каких-либо вариантов по половому признаку:
- Статья 27 Конституции РК сообщает нам, что брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства, забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. И хоть понятие “родители” в нашем брачно-семейном кодексе отсутствует, оно понятно всем людям, живущим в Казахстане. В некоторых западных странах запретили маму называть мамой, а папу - папой, введя общие обезличенные термины “родитель 1” и “родитель 2”. Сексуальные меньшинства противоречат понятию “семья” в нашем законодательстве, поэтому их права к правам семьи не относятся. Однако Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года, говорит о том, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Из этих норм права вытекает очень важный вывод: хочешь быть представителем ЛГБТ - имеешь право быть им, но не право на пропаганду таких убеждений среди неограниченного круга лиц и до тех пор, пока это право не нарушает закон, в частности Административный и Уголовный кодексы РК. Активная пропаганда сексуальных меньшинств в виде гей-парадов нарушает права человека и семьи, гарантированные Конституцией РК.
О сложностях воспитания детей в однополых браках предупреж­дает психотерапевт-психолог Светлана КОРЖОВА:
- В традиционных семьях у детей есть образец для подражания: дочь подражает матери, сын - отцу. Каждый играет свою социальную роль в семье и обществе. В однополых браках эти роли размыты, ребенку трудно определиться, кем он будет. Такая стрессовая обстановка может развить у него разные комп­лексы и страхи. Дети с младшего возраста должны идентифицировать себя с конкретным полом. Иначе мы придем к тому, что один подросток будет спрашивать другого: “Ты кто: мальчик или девочка?”, а другой - неопределенной внешности - будет отвечать: “Я еще не решил”. Все это скажется и на институте брака, и на демо­графии в целом.

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

От редакции Безусловно, лишь двоих партнеров касается, что и как они делают в спальне за закрытыми дверями по обоюдному согласию. Но превращать маленькие взрослые причуды в норму, одобренную государством и закрепленную в законе, - это для нашей страны с небольшим населением непозволительная роскошь: нам такие меры “регулирования рождаемости” ни к чему. 

Поделиться
Класснуть