3749

Добро обжаловать!

Невиданную принципиальность продемонстрировала прокуратура Костанайской области. Она сделала попытку опротестовать приговоры по уголовным делам, рассмотренным аж четыре (!) года назад. Требования надзорного органа касались громкой истории о хищении у Темiрбанка многих сотен миллионов тенге. За этими прокурорскими стараниями довелось наблюдать корреспонденту “Времени”.

Вкратце напомним: в 2010 году состоялись два приговора по делу о хищениях в костанайском филиале АО “Темiрбанк”, размеры которых поразили воображение простого обывателя. Мошенничество было обставлено проще некуда: на протяжении ряда лет, используя фиктивные акты оценки недвижимости, банк выдавал многомиллионные кредиты, сразу же становившиеся “мертвыми” (см. “Игра на повышение”, “Время” от 5.8.2010 г.). В общем и целом в соответствии с приговорами сумма нанесенного банку ущерба превысила миллиард тенге. Она была предъявлена к возмещению участникам и реализаторам преступных схем в солидарном порядке. В перечне преступников особняком стояло имя Абая КУШАНОВА, который занимался оценкой недвижимости, будучи владельцем фирмы “БТИ Тулпар”.
Кушанов в итоге был признан пособником мошенников и получил условные сроки наказания. На сегодняшний день его судимости погашены, однако за четыре года с момента вынесения приговоров он ни разу не попытался их обжаловать в установленном законом порядке.
Появление кассационных протестов прокурора с требованием не только отменить приговоры в отношении Кушанова, но и полностью его оправдать за отсутствием состава преступления сейчас выглядит весьма странным и неожиданным. В кулуарах суда мне удалось узнать точку зрения первого заместителя прокурора Костанайской области Болата ЧЕЛИКЕНОВА.
- Мы считаем, что ответственность Кушанова должна лежать в плоскости гражданско-правовых отношений, - сказал прокурор, огласивший текст протестов в суде. - В его действиях максимум, что видно, так это халатность. Документов об оценке имущества его фирма выпускала много, но в этих актах нет ни одной подписи Кушанова.
- Почему же прокуратура в течение четырех лет не поднимала вопрос о незаконности приговоров?
- Потому что Кушанов обратился к нам с жалобой только сейчас.
Что и говорить, такой ответ живо напомнил известный интернет-мем “патамушта, патамушта…”. Впрочем, вскоре возникла более интересная и логичная версия. В суде выяснилось, что за четыре года после приговора Кушанов не удосужился погасить ни копейки из предъявленной ему суммы ущерба. По словам представителя Темiрбанка Елены ШЛОМЫ, устав от бездействия государственных судисполнителей, банк обратился за помощью к частникам. Те взялись за дело споро и уже описали некую часть принадлежащего Кушанову имущества - две квартиры, административное здание и дом. В ближайшем времени они должны быть выставлены на торги.
- Полагаю, что жалоба Кушанова в органы прокуратуры родилась именно после этих событий, - заявила Е. Шлома. - Основная причина рассмотрения этого дела сегодня кроется в том, что он не хочет возмещать ущерб.
Однако Абай Кушанов, выступая в суде, сказал, что он был не согласен с вынесенными ему приговорами “изначально”. А не обжаловал судебные акты из-за давления, которое испытывал со стороны органов следствия. Отправку своей жалобы в прокуратуру он и считает попыткой обжалования, подчеркнул Кушанов. При этом он не сумел внятно объяснить, почему жалобы на приговор он писать боялся, а вот действия судисполнителей в тех же судах свободно оспаривал много раз.
Тем временем подельники Кушанова погашают свои части общего долга как могут: осужденные ШИЛЬДИБАЕВА и ЛЮ уже выплатили в целом более 74 млн. тенге. Сумма поступлений от осужденных ВЛАСОВА и ЕСЕНАЛИНОЙ составила 69,4 млн. тенге. Готовится к реализации имущество осужденных АЛГАНОВОЙ и МУРАДБЕКОВА общей стоимостью 53 млн. тенге…
Понятное дело, что основная часть этого астрономического долга так и останется непогашенной никогда. Ясно и то, что далеко не все преступники, провернувшие аферы в Темiрбанке, найдены и привлечены к ответственности. Адвокат осужденного Галина КУШНИР заявила:
- Вина в незаконной выдаче кредитов лежит не на оценщике Кушанове, а на работниках банка, обязанных обеспечить чистоту и прозрачность денежных операций. Банк не проверял у заемщиков ничего - ни уровень зарплаты, ни сумму вкладов в пенсионный фонд. Если бы банковские служащие отнеслись к своим обязанностям добросовестно, эти деньги из банка бы не ушли. А сейчас, получается, вся вина переложена на моего клиента…
Дело в отношении по-прежнему неизвестных сотрудников костанайского филиала Темiрбанка, которые обеспечили хищение миллиарда тенге, еще четыре года назад было выделено в отдельное производство. Оно расследуется до сих пор. Но, судя по всему, прокуратуру это волнует куда меньше, чем внезапная “защита конституционных прав” бывшего оценщика Кушанова.
Кстати, усилия эти оказались напрасны: кассационная коллегия Костанайского облсуда отказала в удовлетворении обоих протестов.

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай

Поделиться
Класснуть