Бессилие “трёх богатырей”,
или Кто зальёт нам баки?
Горючий кризис в Казахстане, похоже, затягивается: несмотря на подорожание бензина и дизельного топлива, наполнить бак своего автомобиля по-прежнему проблема: одни заправки отпускают товар лишь по талонам, на других - длинные очереди. Как же так получилось, что в нашей нефтяной республике горючка стала дефицитом? И вот ведь что парадоксально: ГСМ дорожает на фоне громогласных заявлений Нацбанка о возможном укреплении тенге!
Практически каждую осень, едва парламент выходит с летних каникул, депутаты начинают обсуждать трудности с топливом - то исчезает солярка, то возникает ажиотаж вокруг АИ-92. Вот и нынешний год не стал исключением. Об угрозе безопасности страны в связи с дефицитом топлива позавчера заявила сенатор Светлана ДЖАЛМАГАМБЕТОВА, обратившаяся в кабмин с “запросом на засыпку”: куда исчез бензин? А пока правительственные глубокомысленно молчат, газета “Время” опросила экспертов.
- Ни для кого не секрет, что мы потребляем большое количество российского бензина, который дорожает гораздо чаще, чем наш, - считает мажилисмен Серик ОСПАНОВ. - А чтобы удерживать его стоимость внутри Казахстана на определенном уровне, правительство вынуждено закупать крупные партии в России и продавать их здесь в убыток. Вечно так продолжаться не может, когда-то цены должны выравняться. Это мы сейчас и наблюдаем. Кстати, заправочные станции тут вообще ни при чем. Проблема заключается в том, что у нас нет (или недостаточно) своего бензина, на который мы могли бы устанавливать цены самостоятельно, перерабатывая собственную нефть.
- Но если это понимают и в правительстве, и в парламенте, то почему же до сих пор проблему не решили?
- Нам неоднократно обещали: Казахстан вот-вот начнет производить необходимое количество бензина на своих заводах. Последний раз говорили, что это произойдет уже в 2014 году. Сейчас эти сроки перенесли на 2016-й - то есть еще полтора-два года (в лучшем случае!) придется закупать бензин в России и продавать здесь. Скорее всего, цены в двух наших странах окончательно сравняются. Теперь главное, чтобы окончание модернизации наших “трех богатырей” (НПЗ. - М. К.) не передвинули на 2018 год, иначе все закончится большим скандалом. Я думаю, нужно больше внимания уделять модернизации заводов со стороны общественности и СМИ, чтобы видеть, как идет процесс, нет ли трудностей. В этом случае мы будем точно знать, когда избавимся от топливной зависимости.
А вот экономист Айдар АЛИБАЕВ сомневается, что силами доморощенной нефтеперерабатывающей промышленности можно изменить к лучшему ситуацию на внутреннем рынке. Он называет три причины, почему бензина - даже подорожавшего - не хватает.
- Во-первых, ситуация с акцизами, налогами и контрактами на поставку нефти сложилась таким образом, что перерабатывать сырье внутри страны просто невыгодно, - говорит эксперт. - Гораздо прибыльнее гнать за рубеж сырую нефть. Во-вторых, мы видим перманентный ремонт трех нефтеперерабатывающих заводов. Они никогда не работают на полную мощность, потому и не могут удовлетворить потребности казахстанцев. Я бы сравнил все эти “модернизации” с ямочным ремонтом дорог. Вместо того чтобы один раз сделать дорогу на десять лет, мы латаем дыры, которые появляются вновь через пару месяцев. Ни одному чиновнику в Казахстане не нужен капитальный ремонт - нужен только ямочный: так проще отбивать государственные деньги. То же самое с нашими НПЗ.
- Обе названные вами причины хоть и существенные, но все же явно не основные...
- Верно! Даже с неисправными заводами можно насытить рынок - за счет соседей. Однако у нас сделать это не позволяет группа людей, контролирующих рынок. Нефтяное лобби в нашей стране очень мощное, оно способно играть с ценами на бензин, не обращая внимания на стоимость нефти. И ни один госорган не может с этим лобби справиться. Почему в США цена на бензин напрямую зависит от цены на нефть, а у нас - нет? Неужто мы открыли какой-то экономический закон, неведомый американцам? Нет, просто топливо стало политическим инструментом. Чтобы население не возмущалось, его продают подешевле, чем в других странах. А сейчас у лоббистов, видимо, какие-то другие задачи - отсюда и возник дефицит. Хотя это нонсенс: в нефтяной стране нет своего топлива!
В том, что в топливной проблеме преобладает политическая составляющая, уверен и доктор экономических наук Олег ЕГОРОВ. Сегодняшняя стоимость бензина никакого отношения к законам рынка не имеет, уверен эксперт.
- Цены на топливо у нас абсолютно не рыночные. Длительное время, пока АИ-92 стоил 115 тенге, баррель самой дорогой нефти продавали по 107-109 долларов, - рассуждает экономист. - Сейчас нефть в мире подешевела и стоит уже меньше 100 долларов, а бензин в Казахстане почему-то подорожал! Напрашивается вывод: цены искусственно сдерживали, для того чтобы не будоражить население. Или возьмем другой аспект. По межправительственному соглашению мы закупаем бензин в России - при этом там он стоит дороже, чем здесь. Кто несет убытки? Понятно, что не заправки - иначе они были бы вынуждены закрыться. Получается, что эти потери берет на себя государство. Еще один аргумент - стоимость дизельного топлива. Сейчас “дизель” продают по той же цене, что и АИ-92. Но такого никогда не было! Значит, за счет “дизеля” хоть как-то пытаются снизить общие потери. Но это политическое заигрывание с населением: лучше уж “подизелить” с ценой солярки, чем вздувать стоимость “народного” АИ-92 до 140-150 тенге (примерно столько он сейчас стоит на заправках в соседней России. - М. К.).
На вопрос, что делать, Олег Егоров отвечает довольно пессимистично. По его мнению, масштабная и безумно дорогая модернизация “трех богатырей” к 2016 году точно не закончится. К тому же без запуска Кашагана нефти для внутреннего рынка может просто не хватить.
- Не думаю, что раньше 2017-2018 годов правительство сможет переломить ситуацию с бензином, - говорит экономист. - Считается, что переработки 17 миллионов тонн нефти должно хватить для обеспечения нашего рынка - с учетом, что количество автомобилей за два-три года несильно вырастет. Но нужно понимать, что нынешних объемов добычи будет недостаточно, поэтому большие ожидания связаны с Кашаганом. Если с этого месторождения нефть все-таки пойдет в 2016 году, то определенная надежда появится. Я предложил бы за эти два-три года построить новый нефтеперерабатывающий завод где-нибудь вблизи Кашагана, чтобы нефть шла сразу туда - без логистических издержек, без посредников. Такой шаг правительства стал бы действительно мощным аргументом в борьбе с дефицитом бензина.
Показательно, что ни один из наших собеседников не стал обвинять продавцов бензина в пресловутом ценовом сговоре. Все они уверены: корень проблемы - в многолетних ошибках государства.
А сейчас к трудностям с топливом добавляется головная боль из-за курса тенге. На этой неделе глава Нацбанка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ заявил, что национальная валюта укрепляется и доллар может подешеветь до 170 тенге. Многие эксперты по горячим следам уже высказались: никаких объективных причин для укрепления тенге нет. Спрашивается, почему же нацвалюта все-таки крепчает?
- На мой взгляд, причин для изменений курса может быть две, - говорит Айдар Алибаев. - Во-первых, в результате февральской девальвации тенге “уронили” слишком сильно - почти на 20 процентов. И сейчас - задним умом - пришло понимание: с “запасом прочности” явно перестарались. Вот Келимбетов и пытается отыграть назад. Вторая причина связана с поведением населения. Девальвация привела к тому, что казахстанцы стали еще меньше доверять национальной валюте и перевели свои депозиты в доллары и евро, даже потеряв при этом значительные суммы. Возникла политическая необходимость повысить авторитет тенге в глазах населения, поэтому и было решено слегка “опустить” доллар. Не знаю, к чему все это приведет, но мне действия Нацбанка напоминают все тот же ямочный ремонт...
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
От редакции
Публикуя этот материал, мы полностью отдавали себе отчет в том, что наши собеседники ответили (точнее предложили свои версии ответа) в большей степени на вопрос, кто виноват, чем на вопрос, что делать. В ожидании разрешения второго вопроса.
Что ж, нам с вами - простым казахстанцам - остается лишь надеяться, что в родном правительстве “что-нибудь придумают”.
В общем, прямо как в той песне - “им сверху видно все”. Поглядим...