ПЛАКАТь хочется
Ударным трудом встретил майские праздники алматинский художник Саги АХТАНОВ (на снимке). Он подготовил выставку плакатов (на нижних снимках).
Этот жанр, вытесненный рекламой, почти исчез из нашей жизни. Мы привыкли, что визуальная информация, развешанная на улицах города, в основном призывает что-то купить, выпить, выбрать. Но Саги уверен, что именно через плакат художник может говорить на самые актуальные темы и разговор этот достигнет поставленной цели.
- На самом деле больше всего я люблю оформлять детские книжки, - признается автор, - но плакат надо возрождать, и поэтому девять моих студентов специализируются именно на плакате.
Каждый плакат рождается из жизни, он просто не может быть отвлеченным, - уверен Саги и приводит примеры: - Пять лет назад я пришел к врачу, который направил меня на операцию и сказал, что надо заплатить 150 тысяч тенге. Как так? Да очень просто. Мол, заплати, и мы все быстренько сделаем. Я прихожу в другую клинику, и там мне говорят, что операция необязательна, можно и так пролечиться. Тот первый врач стал главным персонажем плаката “Акша бар”. Очень много я боролся с автоинспекторами. Сейчас стало немного полегче, а раньше они зачастую ни за что прикапывались к водителям. У меня вообще дорожная полиция ассоциируется с дорожной коррупцией, о чем есть соответствующий плакат.
С мздоимцами у Ахтанова свой метод борьбы. На телефоны доверия он не звонит, но и на месте принципиально проблему не решает. Уверяет, что ни копейки автоинспекторам за свою жизнь не заплатил: расстается с правами, ждет официального решения, “не понимает” намеков на быстрое решение проблем и дарит на память календарики с изображением своих плакатов.
- Жаль, что у нас плакат не слишком популярен. У нас даже нет музея плаката - негде посмотреть лучшие работы коллег. Хотя на самом деле такие работы не должны висеть ни на выставках, ни в музеях. Они должны работать на улицах наших городов. Чуда, конечно, плакат не совершит, но его ценность в том, что ты можешь одним рисунком показать что-то очень важное, а уже человек потом сам решает, как ему жить.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы