Берите больше?
На днях на киностудии “Казахфильм” прошло восьмое заседание по вопросам развития культуры общественного совета “Мирас” при НДП “Нур Отан”, посвященное национальной идеологии и роли кино в становлении культуры. Вы не заснули, пока читали эту фразу? Тогда читайте дальше и узнаете, почему у нас не смотрят отечественное кино и как сделать так, чтобы смотрели.
Для начала президент “Казахфильма” Ермек АМАНШАЕВ выступил с докладом об отечественном кинорынке. Выступление было столь подробным, что секретарь “Нур Отана” Ерлан КАРИН назвал его “полнометражным”.
И все бы хорошо, но казахское кино играет в этой постановке, преисполненной драматизма, эпизодическую роль: если в 2011 году доля местных фильмов в прокате составила 9 процентов, то в 2012 году она упала до 5 процентов. 5 процентов - ничтожно мало, причем тут глубину падения не спишешь на высоту полета: казахстанское кино никогда в новейшей истории не отвоевывало в прокате какие-то серьезные позиции. По мысли Аманшаева, положение надо исправлять, и в первую очередь наращиванием объемов выпуска кинопродукции, что логично, поскольку играть в полноценный футбол, выставив полтора игрока, не очень получается.
В этом, к слову, проблема всех национальных кинематографов мира. В отличие от спорта, где существует сегментация по лигам и уровням, в масскульте никто не делится на юниоров и областные чемпионаты. Или вы играете сразу в высшей лиге, то есть на одном поле с Голливудом, или меняете профессию. Многочисленные призывы пойти на фильм, “потому что он наш”, или кушать невкусные конфеты только по той причине, что они произведены в Каскелене, не работают. Есть способ заставить есть отечественные сладости, и мы все его помним - надо просто запретить другие. Но Казахстан провозгласил открытый культурный обмен, прокат у нас практически не регламентирован, и любой отечественный фильм, выходя на широкие экраны, бьется с иностранными блокбастерами, как Давид с Голиафом. Или как Моська со Слоном - восприятие зависит от вашей культурной диспозиции.
Тем не менее казахстанские фильмы иногда вполне конкурентоспособны. Так, историческая драма “Жаужүрек Мың Бала” Акана САТАЕВА в свое время отвоевала изрядную долю сборов у “Мстителей” (мировой бокс-офис которых, к слову, перевалил за миллиард долларов).
И в целом скепсис по отношению к местным фильмам начал понемногу спадать. Иногда кажется, что лучше бы он не спадал, поддерживая творцов в здоровом тонусе. Но что есть, то есть.
Пока непонятно, как будет дальше. Дело в том, что “Казахфильму” более чем вполовину сократили бюджетное финансирование. В связи с этим денег хватает только на завершение текущих проектов, а новые запуски - под большим вопросом. Это и беспокоит как руководство студии, так и кинематографистов. Режиссер Ермек ШЫНАРБАЕВ, как человек широкой души и с незаурядным кругозором, увидел в ситуации итальянские корни:
- Благодаря кино мы здесь, в Казахстане, знали все об Италии. Какие там улочки, какая еда. Потому что государство вкладывало деньги в кинематограф. А потом пришел БЕРЛУСКОНИ и сказал: “В Америке государство не платит, в Англии не платит, а почему мы должны?! Срочно прекратить!”. И великое итальянское кино ушло на дно. Что наши молодые люди знают про Италию? Ничего! Одно решение правительства и парламента уничтожило кинематограф целой страны. Всемирно известный сценарист Жан-Клод КАРЬЕР сказал потрясающую фразу: “Страна, которая хочет остаться в истории, должна финансировать свой кинематограф”. Вы знаете, последние пять лет в Казахстане именно это и происходит. В мире кризис, вся система проката сильно пошатнулась. Даже в Голливуде кризис. Есть одна страна в мире, которую кризис не коснулся, - это Казахстан. Удивительно!
Сухой текст не в силах передать всю экспрессию и интонационные тонкости речи Шынарбаева. Ермек - известный в мире режиссер, но после его публичных выступлений мне всегда кажется, что он похоронил в себе серьезный драматический талант актера.
Вслед за Ермеком выступила Айман МУСАХОДЖАЕВА. Уже не так проникновенно, но все равно о наболевшем. Г-жа Мусаходжаева сказала, что нам нужно много исторических фильмов, и чем больше, тем лучше. И наверное, чем лучше, тем больше. В части “нужно много и всего” ее поддержали и другие спикеры.
Короче говоря, пафос заседания очертился очень четко: нам нужно побольше фильмов, а чтобы их произвести, нужно побольше денег. В стране, где деньги выделяются даже на борьбу с коррупцией и сокращение бюджетных расходов, запрос не новый. Но в случае с кино он приобретает хотя бы какой-то намек на здравый смысл, если судить об этом с точки зрения государственной идеологии. Что смотрят жители аулов по телевизору? Турецкие сериалы. Что идет в кинотеатрах? Американские боевики... Что читают с утра в Интернете? Российские сайты.
На этом фоне понятия информационной безопасности и культурной политики страны - пустой звук. Разумеется, простым выделением бюджетных средств на кино и телевизионную продукцию проблему не решить. Но вся соль в том, что и от сокращения финансирования вопрос сам собой не рассосется.
В общем, правительству есть над чем подумать.
Если есть чем.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото автора, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz