1728

Пешком - по небу

- Хаджакбар! - зычно разносится над центральной площадью Усть-Каменогорска. Люди подаются вперед, чтобы увидеть смельчака, который рискнет балансировать на тоненьком канате на высоте 13 метров.
Смельчак появляется… Толпа в едином порыве изумленно выдыхает. На сцену карабкается мальчуган ростом не больше метра с тюбетейкой! Пухлые щеки, озорная улыбка, идет неуверенно, будто только вчера перестал агукать и поднялся с колен. На вид ему нет и трех лет.
- Он что, полезет на канат? - перешептываются в толпе. - Быть этого не может!
- Очень даже может, это же мой внук, он канатоходец в четвертом поколении, - с гордостью отмечает глава труппы воздушных гимнастов Мухаммеджан. - В ноябре ему исполнилось три года…

На представлении труппы киргизских циркачей яблоку негде упасть. Артисты не берут платы за выступление. Что решат оставить благодарные зрители, то и зазвенит в кошельке странников-трюкачей.
Что творится с толпой, пока трехлетний мальчуган неловко карабкается на столб, сложно описать. Особо нервные дамы просят: “Снимите ребенка, вы что! Это же смертоубийство какое-то!”. А бабушки, пришедшие на представление с детьми, закрывают любопытным внучатам ладонью глаза.
Мухаммеджан и его родные только улыбаются. Зрители переживают за Хаджакбара каждое представление, в каком бы городе ни выступали артисты из Оша.
…Вот мальчуган делает шаг на трос и… быстро и уверенно идет вперед. Толпа гудит то ли от страха, то ли от изумления. Кроха будто выдерживает паузу, улыбается и начинает двигаться спиной вперед! Тут уже имя юного артиста скандируют все присутствующие…
Вдруг его разноцветная туфля срывается с ноги и будто целую вечность падает вниз… В воздухе висит такое напряжение, что даже слышно, как трос скрипит под маленькой ножкой артиста. Хаджакбар замирает и… делает очередной шаг вперед с лукавой улыбкой. Трюк, который маленький артист исполняет всегда, дабы заставить публику нервно выдохнуть.
На тросе появляется отец парнишки. Ставит маленького напарника себе на плечи. И они уже вдвоем выполняют трюки. Хаджакбар весело машет зрителям. И даже не пытается держаться за отца.

...После выступления краснощекий мальчуган, вспотевший от задора и эмоций, спрыгивает на страховочном тросе на землю.
По земле он шагает куда нерешительнее, чем “по небу”.
- Вы, наверное, не поверите, но мы учили его ходить вначале на канате, а потом уже по земле, - делится отец маленького канатоходца 30-летний Дильмурат. - У циркачей так принято - нужно, чтобы мальчик в совершенстве владел своим искусством и никогда не боялся высоты. А дети - они ведь ничего не боятся, страх - это роскошь, доступная взрослым…
Воздушным акробатом был еще дед Дильмурата. Подростком увидел выступление китайских артистов, сбежал из дома и попросился к ним в ученики. С него и началась династия киргизских канатоходцев.

- Вас никогда не беспокоили органы опеки? Не говорили, что вы эксплуатируете детей?
- Нет, никогда. К тому же это не эксплуатация. Таких же крох родители отдают на гимнастику или фигурное катание. Там тоже тяжелые и не менее опасные тренировки. Это спорт и искусство. Для нас канат - тоже спорт и искусство. Мы никогда не заставляем детей заниматься насильно. У меня много племянников и двоюродных братьев, но в труппе единицы. Только те, кому по душе это занятие. Сын тоже сам захотел участвовать в представлении. Когда я репетировал номера на высоте, он просился ко мне, и я брал его на руки. Потом поставил на канат, и он пошел. Первое выступление у Хаджакбара было в два с половиной года в Татарстане. Он ощутил магию сцены, зрительских симпатий. Теперь его не удержать за кулисами. На Наурыз было холодно, и мы решили не выводить его на канат: вдруг простынет. Он заплакал. Утирает слезы и натягивает свой сценический костюм. Куда было деваться? Разрешили выступать.
А еще у Хаджакбара есть секрет. У него на руках и ногах по шесть пальцев. Родители считают, что это поможет парнишке в покорении “неба”…
- У нас считается, что это добрый знак, - говорит Дильмурат. - Значит, ребенок легко найдет себя в творческой профессии.

Уже в семь лет мальчишки из труппы прекрасно играют на барабанах и национальных духовых инструментах. Легко бегают по канату с завязанными глазами и взбираются на лестницу, установленную на тросе.
- Тяжести доверяем им только с 16 лет, - говорит Дильмурат, который принимает на свою грудь удары кувалды. - Нужно долго тренироваться, чтобы не получать травм. Я начинал с малого, а теперь по мне проезжает легковой автомобиль. Нужно затаить дыхание, как под водой, а тогда... - приоткрывает он профессиональный секрет, но тут же спохватывается: - Впрочем, это неинтересно!.. Но не обходится и без ошибок. Как-то раз помощник слишком сильно ударил по гире, когда я держал ее во рту. У меня, можно сказать, вывернулась челюсть. Долго лежал в больнице, но, к счастью, восстановился. Только зубы с тех пор неровными стали.
Иногда в выступление воздушных артистов вмешивается погода.
- Нередко маленьких канатоходцев сдувает с троса ветром! - говорит Дильмурат. - Им не хватает веса, чтобы противостоять порыву, и они летят “по небу”, насколько хватает страховочной веревки. Зрители думают, что это тоже часть выступления, просят повторить. Но специально такого не сделаешь. Несколько раз мой брат Елмурат, который нашел себя в амплуа клоуна-озорника, попадал на канате под ливень. Спускаться вниз при этом опасно, вот и приходится сидеть на тонкой дощечке наверху.

- В 2006 году вы давали представление в Усть-Каменогорске с участием другого мальчика. Где он сейчас?
- Это был мой старший сын Асатбек. Ему десять лет, он учится в школе в Санкт-Петербурге, поэтому не поехал на эти гастроли. В первом классе с ним произошла забавная история. Он рассказал ребятам, что летом выступал на канате, показал фотографии. Ему не верили. Говорили, что снимки сделаны в фотошопе, а он все выдумал. Тогда в конце учебного года я попросил всю нашу труппу приехать из Оша в Питер. Рядом со школой, в которой учится Асатбек, установили перекладины, пригласили его одноклассников, учителей, и сын вместе с нами выступал для них. Дети были просто в шоке. Я уже молчу про директора школы. После выступления сын даже стал местной знаменитостью, все просили его повторить пару цирковых трюков. Но мы секреты храним очень строго, должно же в жизни оставаться место для маленького чуда.

Евгений ФОМИНЫХ, фото Оксаны ДЕРГАЧЁВОЙ, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть