2148

Электрические потроха

Появился ли в стране Единый закупщик электроэнергии?

Электрические потроха

“Я его слепила из того, что было”, - пела Алена АПИНА. А потом, дескать, что сама слепила, то и полюбила. И мы эту песню заодно с Аленой любили. Но вот полюбить Единого закупщика, созданного для перехода электроэнергетики в Новый и Справедливый Казахстан, но слепленного ровно из того, что было в старом, вряд ли получится.

В Париже некогда воздвигли центр искусств в виде громадного стеклянного параллелепипеда, у которого все инженерные потроха - несущие конструкции, лифты, вентиляционные и водопроводные трубы, электрическая разводка - вынесены наружу, да еще и раскрашены яркими красками. Специально для того, чтобы внутри было пустое пространство и ничто не отвлекало от созерцания предметов искусства. Парижане заодно со всем миром сначала возмущались, а потом привыкли. И даже гордятся.

К чему это? Ведь где Париж с французами, а где мы? Сейчас поймете, а пока вообразите, что мы с вами стали народными избранниками-законотворцами и взялись наводить порядок в торговле самым необходимым на свете товаром, уже со­образили каким. И чем глубже мы вникаем, тем больше понимаем, что вся торговая сеть - от самых крупных супермаркетов до придомовых магазинчиков - опутана невероятной сложностью и секретностью, несправедливостью и откровенными безоб­разиями вперемешку с удивительной бестолковостью. И вот, отчаявшись что-то понять и упорядочить, мы с вами принимаем решение… закрыть к чертовой матери всю такую торговлю! И поручить продавать этот самый необходимый и абсолютно незаменимый товар… непосредственно той транспортной компании-монополисту, которая единственная и доставляет этот товар в ваш регион и ваш город.

И это уже не просто абстрактный пример и не про далекий Париж, а про столицу Астану, в которой рабочая депутатская группа мажилиса поставила на голосование вопрос об отмене ЭСО - энергоснабжающих организаций, как некогда большевики поставили вопрос о ликвидации эксплуататорских классов и паразитических прослоек.

А мажилис - это уже серьезно. Тем более что не менее авторитетная Высшая аудиторская палата (ВАП) в своем отчете тоже называет ЭСО прокладками, завышающими тарифы для потребителей, и предлагает используемые кем-то прокладки удалить за ненадобностью. А заодно, фиксируя разные по разным регио­нам, но одинаково удивительные безобразия с распределением тарифов между физическими и юридическими лицами и бюджетными организациями, предлагает от дифференциации тарифов отказаться в принципе. Электричество для всех должно стоить одинаково, утверждают борцы за справедливость на фронте финансового аудита.

Однако отдадим пальму первенства тоже серьезной организации - правительству, которое самым первым начало атаку на тарифную сегрегацию. В утвержденном еще в 2021 году национальном проекте по развитию предпринимательства поставлена задача выравнивания тарифов для “физиков”, “юриков” и “бюджетников”. Пытались даже осуществить пилотный проект в трех регионах, но… как наскочили, так и отскочили. Проще, получается, отменить сам национальный проект, чем дифференцированные тарифы.

Я вам больше скажу: дифференцированные тарифы так называемых гарантирующих ЭСО, к которым как гвоздями прибиты бытовые потребители, малый и средний бизнес и бюджетные организации в каждом регионе и перед которыми бессильны объединенные силы добра в лице правительства, ВАП и депутатов, они хотя бы публикуются. А вот тарифы для прочих ЭСО, коих в разы больше, и тарифы для непосредственных крупных потребителей электроэнергии - они тоже у всех разные, но засекреченные!

В Казахстане, чтобы вы знали, не три, а 30 раз по три тарифные градации. Настолько засекреченные, что даже правительство, судя по его действиям, об этом не догадывается. Но при всей секретности известно одно: публичные тарифы для “Алматыэнергосбыта”, “Астанаэнерго­сбыта” и других гарантирующих ЭСО гарантированно выше, чем у всех прочих ЭСО и крупных потребителей в данном регионе.

Но это лишь разминка к нашему разговору о Помпиду-центре в Париже, выставившем на всеобщее обозрение свое инженерное исподнее.

Суть в том, что запутанно-засекреченная тарифная чехарда творилась до создания Единого закупщика, а с его появлением стало как бы не с руки отпускать один и тот же жизненно важный продукт в разные руки по разным ценам.

Однако из самой сложной ситуации всегда есть простой выход: запутать ее окончательно. Да и выставить на всеобщее обозрение, чтобы народ глазел, удивлялся-возмущался, ничего не понимал… и потихоньку привыкал.

Не напрягайся, читатель, что ты перестал понимать, с какой стороны силы добра. При всей внутренней сложности электро­энергетики в ней все просто.

Электроэнергия - совершенно уникальный товар, а рынок электро­энергии абсолютно уникален тем, что на нем властвует физический базарком. Это системный оператор, каждую секунду балансирующий потребление с выработкой. Так вот Единый закупщик - это экономическая ипостась того же физического диспетчера, что и должно быть отражено в незапутанном устройстве энергорынка.

То есть Единый закупщик покупает в разное время у разных электростанций ­электроэнергию по разной цене - это правильно, поскольку обеспечивает конкуренцию производителей и минимизацию цен. Однако продавать ему положено по единой цене. Но только (внимание!) с разными коэффициентами для разных категорий потребления, для энергетики это нормально и необходимо. Чем и стоило бы заняться депутатам - утвердить перечень категорий и коэффициентов к ним.

Но по технологии максимальной запутанности Единый закупщик скидывает все 24 цены в сутки и 24 х 30 = 720 цен в месяц на покупателей. Да еще и задерживает расчеты на 2-3 месяца. Ладно жители, но ведь и бизнес не только не может планировать наперед свои затраты, но и не знает даже, в какую сумму ему обойдутся предыдущие месяцы.

Запутываем дальше. У системного оператора обязательно есть график на сутки вперед, это называется “рынок электроэнергии”, а есть текущие сутки, в которых план-график неизбежно корректируется. Это называется “балансирующий рынок”. И то и другое - внутренняя технология, про которую потребителю даже знать необязательно. Однако Единого закупщика слепили из того, что было. И вот это вывешенное на одну веревку диспетчерское и внутри­ведомственное исподнее не просто выставлено напоказ, в него заставляют обряжаться покупателя.

Был РФЦ ВИЭ - расчетный центр по поддержке “зеленой” энергетики, его переназвали “единым закупщиком”, но слепили из него только “рынок электроэнергии”. Был КОРЭМ - казахстанский рынок электрической энергии и мощности, из него слепили “балансирующий рынок”. А мозг и сердце электроэнергетики - системный оператор, спрятанный в развальных 1990-х годах внут­ри высоковольтной компании КЕGОC, так там, как в чужой клетке, отдельно и бьется.

В результате никакого Единого закупщика на самом деле нет. Есть набор полуприспособленных под новые функ­ции разрозненных организаций со своими защищающими кресла начальниками, навязывающими свою договорную и тарифную белиберду.

А вот найдется ли начальник, способный слепить Единого закупщика, - посмотрим.

Депутатам же и профессионалам финансового аудита два полезных совета. Дифференциация тарифов - дело нужное, если прозрачно и грамотно. Равно как и ЭСО - посредники между оптом и роз­ницей - тоже необходимы. Это как ретейл в торговле. Надо поставить всех в одинаковые условия, пусть конкурируют между собой за потребителей, а потребителей наделить правом выбора.

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть