Национальное достояние за 20 тенге
Тест на состоятельность правительства: обновить и развить электроэнергетику, не допуская роста тарифов
Мне довелось поучаствовать спикером в устроенной одной из международных организаций конференции “Устойчивая энергетическая безопасность через энергетический переход”, и начал я с того, что заявленная тема раскрывает самую суть всего ныне происходящего в мире. Даже братоубийственная украинская война, и та есть часть этого самого перехода к новой энергетике, за выгодные и безопасные места в которой сражаются глобальные игроки.
Однако, продолжил, в неменьшей степени эта же тема относится конкретно и к Казахстану - его энергетика вплотную уперлась в необходимость такого перехода, который только и способен обеспечить нам устойчивость и безопасность в этом качающемся мире. Нынешняя, исчерпавшая себя модель рынка электроэнергии была сформирована четверть века назад и опиралась, во-первых, на унаследованную от СССР техническую основу, во-вторых, на списанные с передовых стран организационные и идеологические каноны, противостоящие советским. Заметьте: котлы, турбины и трансформаторы никто не отменял, не пытался переставить местами или пустить обратным ходом, а вот способы организации производства и распределения электроэнергии были заменены на фактически противоположные. Система оказалась вполне-таки работоспособной, разве что без возможностей наращивания мощностей, но благодаря спаду нагрузок этого и не требовалось.
И вот по прошествии четверти века выявились три обстоятельства. Первое: советское наследство элементарно выработало свой ресурс, требуется как минимум реновация. Второе: потребление электроэнергии вышло-таки на советский уровень и растет дальше - необходим ввод новых мощностей. И третье: в рамках действующей модели энергорынка ни реновации, ни нового строительства не получается, нужен переход не просто к внетарифным инвестициям, а вообще к новой идеологии энергообеспечения.
И вот здесь, сосредоточьтесь, в обоснование этой новой идеологии и соответствующего переустройства энергорынка перечислю вам целый набор таких элементарных сведений о всем известной электроэнергии, которые перевернут и ваши представления.
Начнем со всем известной истины, что электроэнергия - самый необходимый во всем мире товар. Даже без хлеба можно обойтись какое-то время или чем-то его заменить, а вот без электричества невозможна жизнь ни отдельного человека, ни всего человечества.
А как насчет того, что это самый неменяющийся товар? Окружающий нас мир непрерывно наполняется все новыми товарами и услугами, меняется все: мода, технологии, привычки, образ жизни. А электричество как появилось полтора века назад с частотой 50 Гц в Старом Свете и 60 Гц - в Новом с тем же набором напряжений, так и остается ровно таким же. И через следующие сто лет этот товар будет точно таким же.
Еще набор уникальных особенностей энергорынка: на нем принципиально нет работы на склад, а логистика осуществляется со скоростью света. И это такой необычный рынок, на котором потребители прикреплены исключительно к своему бутику, зато могут брать товар, не спрашивая продавца, в любой момент и сколько им надо. Расчеты же совершаются уже по свершившемуся факту. А потому порядок и само функционирование такого рынка возможны только при наличии поддерживающего строжайший порядок “базаркома” - системного оператора.
Следующая необычность: этот абсолютно одинаковый товар вырабатывается совершенно разными производителями и с совершенно разными затратами на производство, однако никто никого на таком рынке не опережает и не вытесняет - ничего подобного ни на каком другом рынке не встретишь! А все потому, что производство электроэнергии жестко привязано к ресурсной базе: это либо крупное месторождение угля или газа (тогда это ГРЭС), либо серьезная река с возможностью устройства плотины (тогда это ГЭС), либо большой город с потребностями в тепле и горячей воде (тогда это ТЭЦ).
При этом, заметьте, технологии выработки этого не меняющегося десятилетиями и даже столетиями товара тоже почти те же. Да, повышаются параметры пара, совершенствуются гидротурбины, добавляется автоматика. Но это все тот же набор электростанций и технологий. И все!
Вы скажете: нет, не все! Можно строить АЭС - была бы какая-нибудь вода рядом, а солнечные и ветровые станции вообще можно ставить где угодно. Да, атомная энергетика вошла в классический набор электростанций, заняла в нем свою нишу, хотя выбор места для нее ограничен даже жестче, чем наличие месторождений, рек или больших городов.
А что касается солнечной/ветровой энергетики, триумфально теснящей традиционную, то потерпите еще один абзац.
В этом абзаце мы скажем про уникально высокий порог входа в электроэнергетику: ни на каком стартапе в нее не въедешь. В принципе, даже производство космической техники можно начать с мастерской в гараже, но вот на рынке электроэнергии в нишу конкурентоспособности вписываются только перечисленные нами ГРЭС, ГЭС, ТЭЦ и АЭС, причем с максимальными единичными мощностями агрегатов, выпускаемых считаным числом мировых производителей.
А что касается “зеленой” энергетики… Да, у нее есть своя ниша конкурентоспособности в Европе, например. И не потому, что себестоимость солнечной/ветровой выработки в последние годы за счет научно-технического прогресса удалось снизить в разы. У нас ведь тоже эта стоимость быстро снижается, не отставая от мировых образцов. В Европе это произошло потому, что навстречу реально понижаемой стоимости “зеленой” выработки устремились тарифы на традиционную генерацию.
В результате “встреча на Эльбе” состоялась где-то в диапазоне от 15-20 евроцентов за 1 кВт-ч, по нашим деньгам где-нибудь от 60-70 тенге и выше. И пусть это будет их достижением или их проблемой. А у нас так: тарифы на выработку ГЭС в целом вписываются в нишу до 5-7 тенге, ГРЭС и ТЭЦ - до 10-12 тенге. В целом с учетом высоковольтной и распределительной передачи и сбытовых надбавок наш национальный уровень - это 20 тенге за 1 кВт-ч. Такой тариф обеспечивает нормальную жизнедеятельность внутри страны и мировую конкурентоспособность любой нашей энергоемкой продукции.
Тариф на энергию будущей АЭС? Это вопрос более политический, но с чисто энергетических позиций окупаемость вполне можно вписать в 15-20 тенге. А что касается наших ВИЭ, то тариф на их поддержку сейчас в районе 35 тенге за 1 кВт-ч, и это без учета затрат на суточные накопители. С накопителями - бери все 70 тенге за каждый “зеленый” киловатт, и то только летом. Зимой же все это счастье приходится чуть ли не полностью дублировать, а это уже за сотню тенге за 1 кВт-ч. И не дай нам бог оказаться втянутыми в такую нишу. А ведь кому-то очень хочется нас туда засунуть!
Почему приходится называть цифры ориентировочно? Потому что у Министерства энергетики плана развития электроэнергетики с перечнем объектов, затрат и тарифов просто нет. Кому-то выгодна подвешенная в неопределенности отрасль…
Из всего сказанного два вывода.
Первый: рынок электроэнергии - это строжайшее нормирование и регулирование, это диспетчеризация и планирование, это единая по всей стране тарифная политика, и только на такой основе - выстраивание собственно рыночных отношений.
Второй: электроэнергия - это ни в коем случае не извлечение коммерческой прибыли и не развитие за счет роста стоимости услуг. 20 тенге за 1 кВт-ч - это наше национальное достояние, и его необходимо сохранить!
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы