Уловка номер два
История перевода Алматинской ТЭЦ-2 на газ - это череда сплошных лукавств. А как завершить дело без хитростей?
“Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!” - написал великий поэт. Другое дело, если нас обманывают не ради ответного светлого чувства, а чтобы элементарно воспользоваться нашими надеждами заодно с денежками. Это мы про надежды алматинцев получить чистый воздух над городом после перевода ТЭЦ-2 на газ.
Долгожданный миг все ближе: уже на май намечен финальный тендер между двумя претендентами на строительство “под ключ” второй ТЭЦ-2 на той же площадке. Обе компании, напомню, китайские.
Новенькая аккуратная теплоэлектроцентраль, крепко стоящая на монолитной антисейсмической плите, залитой по сплошному полю из буронабивных свай, - красивая во всех смыслах задумка, в том числе по цене. Но о цене ниже, а пока продолжим очаровываться: это будет априори лучшая ТЭЦ Казахстана с самым мощным и эффективным подбором оборудования и самой большой выдачей как тепла, так и электроэнергии. Вот только вопрос: что делать со старой ТЭЦ-2, которая, на минуточку, по сравнению со всеми другими ТЭЦ Казахстана самая, извините, новенькая, с самым мощным и эффективным оборудованием и с самой большой выдачей тепла и электроэнергии?
По утвержденному госэкспертизой проекту действующая часть консервируется, что разумно с точки зрения возможности подхвата отопления мегаполиса, если с газом через год, пять, 20 или 50 лет вдруг что-то случится. Но совершенно несуразно с практической точки зрения: держать в рабочем состоянии неработающее оборудование разорительно и к тому же бесполезно - в час икс не найдется ни персонала, ни времени на раскрутку.
Выходит, такое решение было просто уловкой то ли заказчика, то ли проектировщика, то ли всех вместе. На самом деле действующая часть, конечно, тоже была бы оставлена в работе, только, может быть, меньше дымила хотя бы днем. Впрочем, себестоимость выработки тепла и электроэнергии на угле меньше, чем на газе, при одних и тех же отпускных тарифах. Поэтому у руководства ТЭЦ-2, “Алматинских электрических станций” (АлЭС) и самого “Самрук-Энерго” всегда нашлась бы масса уловок-доводов, почему использование угля не сведено к минимуму, а как раз наоборот.
Однако теперь уловка с консервацией утратила надобность, потому что госэкспертиза уже пройдена, о ней можно забыть и начинать все с чистого листа. И на этом чистом листе теперь написано: утвержденная стоимость - всего лишь стартовый ориентир, реальную определит тендер, а потом по ходу дела - фактические затраты. Что касается действующей части - она останавливается. Только не сразу, а после 2030 года, когда, дескать, вопрос обеспечения газом будет решен полностью и навсегда.
Но это вторая после консервации уловка, только теперь рассчитанная на Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с Банком развития Казахстана на подхвате. Еще на Азиатский банк и на других желающих подключиться к финансированию при общем для всех таких внешних интересантах условии: никакого угля, только солнце и ветер, в крайнем случае газ. И что делать “Самрук-Энерго”, если поручения уже и первого, и второго президентов о переводе ТЭЦ-2 на газ заодно с ожиданиями алматинцев выполнять надо, а собственных средств абсолютно недостаточно? И при этом родные правительство и Национальный банк вопросы внетарифного инвестирования энергетики не решают в принципе.
Вот и приходится обещать ЕБРР (он ведь выше всех в нашей стране), что котлы и турбины действующей ТЭЦ будут остановлены. Чего, конечно, не случится ни через пять, ни через 15 лет. Устроившая банк-кредитор отсрочка на 2030 год - тоже такая уловка: к тому времени деньги будут освоены, и пасту в тюбик назад уже не загнать. Неясно только, такие ли святые простаки сидят в ЕБРР или они тоже часть совместной уловки. Уж не они ли сами ее и подсказали?
Сказано ведь, что деньги не пахнут и банки свою прибыль в любом случае получат за счет будущего тарифа. Вот только каким он будет? В проекте, заметьте, об этом ни слова, и руководства АлЭС и “Самрук-Энерго” тоже аккуратно уходят от ответа. На этом этапе, дескать, трудно все учесть и подсчитать. А нам нетрудно. Прямо здесь и подсчитаем.
Действующая часть - это 510 МВт по электричеству и 1411 Гкал в час по теплу. Новая даст 557 МВт и 957 Гкал соответственно. Итого три сотни миллиардов тенге с тендерным гаком будут потрачены, чтобы получить прибавку в 47 МВт и убыль в 454 Гкал-ч. В общих единицах такое “расширение” уменьшит суммарную отдачу от ТЭЦ на 481 МВт.
Расчет тарифа при таких замечательных показателях не на что накладывать, придется растворять все затраты в выработке других городских ТЭЦ и котельных. Плюс еще затраты на компенсацию потери тепловой мощности. Но сжалимся над экономистами АлЭС, забудем про уловки и подсчитаем при оставленной в работе старой ТЭЦ-2. Примем в зачет прибавку в электрической мощности, она заведомо даст не более 300 млн кВт-ч в год, соотнесем с заведомо большей, чем 300 млрд тенге, стоимостью новой ТЭЦ - и получим гарантированно более 1000 тенге на каждый новенький 1 кВт-ч. И это только для того, чтобы вернуть строительную стоимость, даже без банковского процента и без затрат на эксплуатацию, включая удорожание с переходом на газ.
Нет, что-то шокирующе много выходит, давайте еще раз сжалимся над расчетчиками “Самрук-Энерго” и отнесем все затраты на новенькие киловатт-часы. Тогда выработку можно будет принять порядка 3 млрд, и получим всего по 100 тенге за 1 кВт-ч. Сжалимся теперь уже над читателем и напомним, что возврат банковского кредита через тариф произойдет не за год, он будет растянут, допустим, на десять лет, и тогда надбавка на тариф будет всего 10 тенге, если вас это успокоит.
А еще можно прибегнуть к такой уловке: размазать затраты по ТЭЦ-2 на весь Казахстан, чтобы вся экономика и все жители страны доплачивали 10 лет незаметные для них, допустим, полтенге.
Но в любом случае сути это не отменяет: в южной столице собираются вгрохать громадные деньги в то, что… и так уже есть и нормально работает. И это при том, что многие областные города заждались строительства ТЭЦ, а все имеющиеся остро нуждаются в средствах на обновление и расширение. Оставим уловки в стороне и спросим: что же делать?
Дело же простое и очевидное: дооснащение пылеугольных котлов ТЭЦ-2 газовыми горелками. Именно такое решение с самого начала было разработано КазНИПИЭнергопромом с приложением дополнительных технических условий (ТУ) для безопасной работы заглубленных котлов. Эти специальные ТУ подлежали утверждению профильным комитетом Министерства индустрии, однако тогдашний министр, рассказывают, заявил о риске техногенной катастрофы и уточнил: “Только через мой труп”. Похоронили не министра, а проект, и это, похоже, стало стартовой уловкой. В те времена как раз планировалась приватизация всего комплекса АлЭС, и кому-то, похоже, понадобились не только все три ТЭЦ на газе, но и все три новенькие. Но если по ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 решения не вызывают возражений, то авантюра с удвоением ТЭЦ-2 с того и началась.
Между тем ответственные лица Мининдустрии при всем уважении к их квалификации не вправе руководствоваться собственными техническими суждениями. Их обязанность - запросить профильную организацию и потом уже утверждать или не утверждать специальные ТУ по ее рекомендациям. Эту “оплошность” Мининдустрии не поздно устранить и сейчас. Тогда, если даже авантюру со строительством второй ТЭЦ-2 остановить не удастся, будем иметь две работающие газовые станции. Не самая необходимая трата денег за наш счет, но все-таки не бесполезная.
Пётр СВОИК, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы