Энергетика: сирота при обоих родителях
Чтобы отрасль не загнулась окончательно, “ещё вчера” нужны кардинальные реформы
Общественный совет при фонде национального благосостояния “Самрук-Казына” пригласил меня выступить на совещании, посвященном деятельности его “дочки” - компании “Самрук-Энерго”. Постарался донести две главные мысли.
Первая: генерирующие и передающие мощности не просто подошли к исчерпанию - налицо уже физический дефицит, усугубляемый предельным износом как электростанций, так и сетей. Необходим такой объем дополнительных вложений, которые “тариф в обмен на инвестиции” просто не потянет.
Вторая: в рамках действующей модели управления отраслью и устройства рынка электроэнергии проблема не решается в принципе. Необходима комплексная реформа управления, тарифной и инвестиционной политики.
Иллюстрируем: установленная мощность казахстанской энергосистемы числится солидной величиной 24,5 ГВт, тогда как зафиксированный в прошедшем декабре рекорд фактической нагрузки составил 16,5 ГВт. Однако в тот самый напряженный декабрьский день казахстанская энергосистема смогла выдать лишь 15,2 ГВт, недостаток 1,3 ГВт восполнила Россия. Кстати, рекорд нашей энергосистемы, поставленный в другой декабрьский день, составил 15,8 ГВт. По раскладкам центральной диспетчерской службы (ЦДС) Казахстана, ограничения ГРЭС по износу оборудования достигли 1,5 ГВт, ограничения ГЭС по водотоку - 1,3 ГВт, ограничения ТЭЦ по тепловому режиму - 0,6 ГВт. Самую большую “радость” диспетчерам энергосистемы доставляют возобновляемые источники энергии (ВИЭ): ограничения по ним значатся величиной 1,9 ГВт - почти все, что вводится, в покрытии пиков не участвует (к слову, мечтаю дожить до времен создания следственной комиссии по подрывной деятельности лоббистов “зеленой” энергетики в Казахстане).
Насчет скорости старения: по данным “Самрук-Энерго”, динамика аварийности за последние пять лет выросла с 1198 до 2042 случаев, с 81 273 часов простоя до 169 033 часов - на 71 и 208 процентов соответственно.
Насчет объема средств, необходимых хотя бы для того, чтобы в предстоящие годы потребители не отключались от электроэнергии, а города не размораживались… Этого никто не знает. Плана развития электроэнергетической отрасли в природе не существует. Его нет у Минэнерго, которое на самом деле - “министерство нефти и газа”, при энергетике просто существует, ничем не управляя. Этого плана нет и у фонда “Самрук-Казына”, который ни за что не отвечает, но под которым находятся системообразующие энергетические компании - “Самрук-Энерго” и KEGOC заодно с “Казатомпромом”.
Воистину энергетика оказалась сиротой при “родителе №1” и “родителе №2”.
Обопремся на прогнозные балансы Минэнерго и сделаем собственную прикидку: за следующие семь лет, только чтобы выйти из физического дефицита энергии, без запаса требуется ввести порядка 6,5 ГВт новой генерации. Из них 1,7 ГВт маневренной (и то при условии отказа от ввода новых ВИЭ).
Полагая весьма скромные нормативы по 2000 долларов за 1 кВт базовой (угольной) генерации и по 3000 на маневренную газотурбинную, получим общий объем затрат порядка 15 млрд долларов, или по 2 млрд долларов на год. Применительно к текущей выработке это 1,7 цента, или примерно по 8 тенге за 1 кВт-ч.
Развитие сетей, надо полагать, обойдется примерно в такие же капиталовложения. Итого вырисовывается рост тарифов, и только по капитальной составляющей примерно на 16 тенге. Притом что средний тариф по оптовому рынку ныне вписывается в 10 тенге за 1 кВт-ч, а с учетом розницы имеет порядок в те же 16 тенге (не напрягайся, читатель, что платишь намного больше, это ты “спонсируешь” присвоившие себе рынок олигополии).
Кроме того, острейшим образом стоит вопрос обновления и расширения ТЭЦ и тепловых сетей практически во всех городах. На что, если организовать работы соразмерно реальным потребностям, потребуются вложения хотя бы по 500 млрд тенге ежегодно.
Итого оцениваем потребности большой и коммунальной энергетики: только для того, чтобы она существовала дальше, - порядка 2,5 трлн тенге ежегодно. Притом что нынешний объем оптового и розничных рынков электроэнергии вместе с рынком централизованного теплоснабжения оценивается в те же 2,5 трлн тенге.
Другими словами, речь идет как минимум об удвоении нынешней величины тарифов как на электроэнергию, так и на теплоснабжение. Причем удвоение, чтобы не допустить сползания в техногенную катастрофу, необходимо осуществить уже в этом году!
Такие выкладки кажутся невероятными, совершенно не осуществимыми практически, и в них не хочется верить. Тем не менее наши оценки сделаны на основании официальных прогнозов Минэнерго и на основе вполне скромных нормативов по удельным капиталовложениям.
Если не верите, то планы “Самрук-Энерго”, явно не завышенные, говорят о том же. Заявленное повышение тарифов с июля нынешнего года: “Алматинские электрические станции” - 25 процентов, ЭГРЭС-1 - 24 процента, ЭГРЭС-2 - 46 процентов. А по строке “ввод новой генерации” с 2024 по 2029 год показано 3712 МВт с суммарным ростом конечного тарифа на 27 тенге за 1 кВт-ч. Результирующие тарифы “Алматыэнергосбыта”: с 23,31 тенге за 1 кВт-ч в 2023 году планируется повысить до 34,51 тенге к 2027-му, то есть рост на 48 процентов за пять лет.
Налицо даже не финансовый и тарифный, а концептуальный тупик: заканчивается созданная четверть века назад модель эксплуатации энергетики и ЖКХ без вложений в развитие. Эта модель основывалась на унаследованном от СССР запасе мощностей и исходила из включения в тариф только эксплуатационных затрат, руководствуясь удержанием тарифов в запланированном коридоре инфляции. Соответственно, отрасль была зачищена от технически обоснованного нормирования и от независимого аудита, позволяющего получать достоверное знание о состоянии предприятий и расходовании тарифных средств.
Ныне же электроэнергетика и городская теплофикация вышли на исчерпание мощностей при их критическом износе. И это при том, что нет ни источников финансирования, ни системы обследования и разработки проектов, ни исполнителей строительных и монтажных работ должного объема и специализации.
Рекомендации? Они выходят за уровень “Самрук-Энерго” и самого ФНБ “Самрук-Казына”, решения пора принимать на политическом уровне.
Первое: вернуть под крыло Минэнерго “Самрук-Энерго” и KEGOC с “Казатомпромом”. Сам отраслевой орган разделить на Миннефтегаз и Министерство энергетики и ЖКХ. Передать в Минэнерго полную функцию тарифного регулятора, заодно обязав организовать систему независимого нормирования и аудирования электростанций и сетей. Плюс организовать разработку и регулярную корректировку генеральной схемы развития электроэнергетики, схем тепло- и электроснабжения городов.
В рамках перехода к единому закупщику необходим долгосрочный общенациональный тариф с коэффициентами по видам потребления и часам суток. Плюс реконструкция структуры тарифа по всей цепочке: генерация, передача, потребление. Тариф должен состоять из условно постоянной части (плата за готовность) и переменной (по счетчику).
Второе, и, пожалуй, главное, - признать необходимость внетарифных источников инвестирования. Первый в списке - бюджет, но его возможности ограничены. Нужен целевой кредит прямо по линии Национального банка. Спекулятивный пузырь ЕНПФ тоже просится для полезного использования. Здесь могут быть варианты, но главное - пора принимать решения!
Пётр СВОИК, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы