7557

Победа здравого смысла

Одной из главных новостей этой недели стало сообщение отечественного Министерства иностранных дел о том, что Казахстан и Китай вводят взаимный безвизовый режим. В соответствии с ним граждане двух стран смогут находиться друг у друга в течение 30 суток с момента пересечения границы или 90 дней суммарно в течение 180-дневного периода. Подписание соответствующего соглашения ожидается в мае во время визита в Китай вице-премьера - главы МИД Казахстана Мурата НУРТЛЕУ.

Победа здравого смысла

Эта новость вызвала самые положительные реакции у казахстанцев, которые ведут бизнес с китайскими партнерами либо регулярно посещают Поднебесную в туристических или лечебных целях. У тех же, кто подвержен насаженной внешними силами синофобии, известие о безвизе вызвало — что, в принципе, и было ожидаемо - отторжение: вновь проснулись страхи перед китайской экспансией.

О том, какие плюсы дает взаимный безвиз Казахстану и насколько оправдана синофобия у наших отдельных граждан, мы поговорили с известным китаеведом, главным экспертом Казахстанского института стратегических исследований Адилем КАУКЕНОВЫМ.

- В своем телеграм-канале вы назвали соглашение о взаимном безвизовом режиме с Китаем очередной дипломатической победой Казахстана. Почему победа? И почему очередная?

- Во-первых, потому, что в Казахстане с 2022 года действует безвизовый режим для китайских граждан. То есть китайские граждане могут посещать Казахстан без визы на период до 14 дней. Нашим же гражданам для того, чтобы поехать в Китай, нужна виза. И получить ее нашим бизнесменам, туристам, студентам, родителям студентов и прочим довольно сложно — примерно так же, как и Шенген. Нужно предоставить справку о движении средств на банковском счету за полгода, справку о несудимости из прокуратуры, справку о наличии недвижимости, справку с места работы или наличии ИП и т. д. То есть получение визы требует больших расходов и, самое главное, занимает много времени.

Это влечет за собой и другие проблемы. К примеру, те же россияне получают китайскую визу легко, поэтому появилось большое количество российских посредников, через которых вынуждены работать наши бизнесмены. Естественно, услуги посредников закладываются в стоимость товаров, причем как китайских в Казахстане, так и казахстанских — в Китае.

Еще раз хочу подчеркнуть: китайские граждане с лета прошлого года имеют право посещать Казахстан без получения визы, у казахстанцев такого права пока еще нет. Сейчас же наших граждан в этом вопросе уравняют в правах с китайскими гражданами. То есть Китай открывает для нас такой же формат, какой мы открыли для него.

Почему это очередная победа? Потому что она опирается на опыт сотрудничества Казахстана со многими другими странами. Самый яркий пример — Южная Корея. Там был примерно такой же процесс. Видя, что казахстанцы активно работают по многим направлениям с Южной Кореей — это и бизнес, и туризм, и образование, и медицинский туризм, и т. д. - наши власти в свое время ввели в одностороннем порядке для Южной Кореи безвизовый режим. То есть южнокорейцы могли к нам приезжать безвизово, а нам для посещения Южной Кореи виза была нужна. Через какое-то время Сеул, видя, что намерения у Казахстана благие, тоже пошел на ответный шаг и отменил визы для казахстанцев. Поэтому я и говорю, что это очередная победа: надо быть справедливым к своей стране.

К слову, у многих стран, если сравнивать, слабые паспорта: их граждане никуда не могут выехать без виз. А казахстанцы могут ездить безвизово по всему постсоветскому пространству, в Турцию, в Эмираты, в Южную Корею и т. д., а теперь вот еще и в Китай. А Китай, напомню, это вторая экономическая держава мира, которая имеет амбиции стать первой. И вот этот безвиз открывает огромные перспективы перед нашими бизнесменами — по поиску инвесторов, партнеров.

Так что это, я думаю, не первая и далеко не последняя победа. Казахстанцы ждут, чтобы такие же шаги по отношению к нам предприняли Япония, Индия и другие страны, граждане которых могут безвизово посещать Казахстан. И задача нашего МИД сделать казахстанский паспорт как можно сильнее, чтобы наши граждане могли ездить в разные страны и чтобы везде они были желанными гостями — без всяких виз, бюрократии и волокиты.

- Дипломатические отношения между Казахстаном и Китаем были установлены в январе 1992 года. И за все это время мы себя показали хорошими соседями и партнерами. Почему же тогда понадобилось вводить в одностороннем порядке безвиз для Китая, чтобы получить ответную услугу?

- Даже это соглашение, которое анонсировал наш МИД, для Китая было сложным решением. Китай — консервативная страна. Почему в свое время было ужесточение получения китайских виз для казахстанских граждан? Это объяснялось тем, что в свое время у нас вводился красный уровень террористической опасности. Помните, был алматинский стрелок? В Таразе и Актобе были теракты. Вот это все портило имидж Казахстана.

Кроме того, не стоит забывать, что Китай ориентирован прежде всего на мировые потоки. Его главнейшие партнеры — это США и страны Евросоюза. Американо-китайский товарооборот — крупнейший в мире между двумя странами. То же самое с Европой — почти 700 млрд долларов. Это самые главные направления сотрудничества.

Другим важным направлением торговли являются Восточная и Юго-Восточная Азии. И там очень мало людей (естественно, в масштабах Китая), которые активно работают с Центральной Азией и с Казахстаном в частности. Такова реальность. Наш товарооборот с Китаем не сопоставим по масштабам с точки зрения мировой торговли. Это у нас есть мнение, что мы — центр Вселенной. Но с точки зрения Шанхая или Шеньженя это далеко не так. Поэтому Казахстану (и это касается не только в отношении Китая, но и любой другой крупной экономической державы) приходится доказывать, что наши граждане за счет безвизового режима будут развивать экономическое сотрудничество.

- В своем телеграм-канале, рассматривая историю безвиза, вы упомянули, что после ужесточения требований к выдаче виз Китаем и увеличения списка требований к документам и прочему, российские фирмы, которым визы даются легко и просто, стали посредниками между казахстанским и китайским бизнесом. Сейчас, вскоре после получения безвиза, смогут ли казахстанские компании сами занять эту нишу и стать посредниками между китайским бизнесом и компаниями из стран-соседей?

- Безусловно. Я уверен, что после введения безвиза для казахстанцев откроется очень много возможностей, особенно в общении с кыргызским или узбекским бизнесом - за счет того, что у нас будет возможность быстро и без проволочек ездить в Китай, особенно с учетом того, что открывается много рейсов: посетить какую-то выставку, заключить договор о поставке каких-то, к примеру, новинок, организовать и проконтролировать отгрузку, погрузку. То есть у наших бизнесменов, работающих с Китаем, появятся новые огромные конкурентные преимущества. И я очень надеюсь, что наши люди смогут ими воспользоваться в полном объеме и получат новые инструменты для повышения своего благосостояния.

- Одним из основных страхов является боязнь китайской экспансии. Мол, безвиз вызовет наплыв китайцев в Казахстан, которые, пользуясь слабостью миграционного контроля, расцветом коррупции в правоохранительных органах и т.д., приедут сюда, затеряются в наших городах и весях — и осядут здесь. Напомню, что для китайцев срок пребывания в Казахстане без визы - на 14 дней - был введен, если не ошибаюсь, в 2022 году. Прошедшее время подтвердило правоту таких опасений или нет?

- Нет. Все эти разговоры, все эти фобии — они от незнания. Люди говорят: теперь будет наплыв. Но почему он не случился до сих пор? Еще раз отмечу: это соглашение снимает именно с казахстанцев визовые ограничения! Для китайцев они уже давно сняты.

- С одной стороны — мы сотрудничаем, зарабатываем деньги, процветаем, а с другой — боимся. Но есть ли вообще у казахстанцев логичные и взвешенные основания бояться Китая?

- Мне удивительно слышать и говорить о таких страхах. Сама мысль, что бесстрашные потомки номадов пребывают в постоянном ужасе от людей, с которыми они торгуют, мягко говоря, странная! Понятно, что эти страхи связаны с наследием холодной войны, с несоразмерностью демографического потенциала и т. д. Но к этим вещам надо подходить осознанно. Какие могут быть страхи перед наплывом, если история этого вопроса началась не сейчас, не в 2022 году, а гораздо раньше? Напомню, что еще несколько лет назад Казахстан разрешил транзитным пассажирам из Китая находиться на территории нашей страны более суток без визы и регистрации. Позже, когда увидели, что это работает, решили увеличить срок их пребывания до 14 дней. Даже если представить, что это новое соглашение в силу каких-то причин не будет подписано, то для китайских граждан ничего не поменяется! А мы, как сейчас, сможем ездить в Китай, увы, только по визе, которую будем получать с большим трудом.

- Вы писали, что раньше Китай входил в тройку лидеров по инвестициям в Казахстан. Сейчас он находится за пределами первой пятерки, примерно на 7 месте. Является ли это следствием синофобии, которую раскачивают в Казахстане внешние силы, или же есть другие причины?

- Это связано с тем, что до ковидной пандемии было достаточно сложно получить визы в Китай. А во время пандемии мы вообще не могли никуда ездить. А как, не ездя друг к другу, можно о чем-то договариваться и получать инвестиции?! И то, что Китай сейчас на 7 месте, — это уже, можно сказать, хороший показатель.

- В этом году исполняется 10 лет китайской инициативе «Один пояс – один путь». Насколько она оказалась полезна для Казахстана?

- За годы реализации инициативы «Один пояс — один путь» в Казахстане выросла цела новая профессия — логист. То есть сфера международных услуг выросла как отдельный сектор экономики, в котором задействовано огромное количество людей. И все это — благодаря тому, что Казахстан сумел встроиться в эту инициативу и, пользуясь взрывным ростом торговли между Азией и Европой, сумел предложить свои транспортные и логистические возможности. Появились такие новые маршруты, как Иу — Лондон, Лучжоу — Дуйсбург и т. д. Эти маршруты проходят через нашу страну. Сам Казахстан построил маршруты Иран - Китай, Иран — Ближний Восток.

Более того, у нас построены новые железнодорожные ветки, которые связали между собой казахстанские регионы. Построена автомобильная дорога Западный Китай - Европа. Помимо этого привлечены инвестиции, внедрена цифровизация на границах и так далее. Даже нынешняя проблема очередей грузовых машин на границе связана с тем, что объем грузоперевозок резко вырос, а инфраструктура не поспевает за новыми веяниями. Если раньше через границу проходила одна машина в сутки, то и потребностей в более развитой инфраструктуре не было. А сейчас бизнес увидел, что это интересные маршруты! И каждая проходящая через границу машина — это дополнительные налоги в казну, это новые перспективы для малого и среднего бизнеса. То есть за минувшие 10 лет Казахстан, как никто другой, смог использовать потенциал этой инициативы.

Но при этом есть еще куда расти. И вот такие вот новые соглашения, как введение безвиза с Китаем, будут этому только способствовать. И быть частью большого мира — это хорошая возможность для нашего бизнеса, а для наших людей - быть востребованными.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть