Минторг переобувающийся
Сеть овощехранилищ и оптово-распределительных центров (ОРЦ) действительно необходима для продовольственной безопасности. Но рьяно взявшееся за строительство такой сети правительство сначала заволокитило дело, а затем и вовсе отказалось от ОРЦ. Почему?
Не успели в правительстве поменять министра торговли и интеграции, имеющего ввиду важности направления еще и статус вице-премьера, как в Минторге признали основную фишку бывшего министра и заместителя главы правительства - строительство оптово-распределительных центров - “неэффективной тратой денег”. Вместо этого ведомство, дескать, разработает информационную систему, которая объединит все сети, хранилища и торгующие объекты для сбора оперативной информации по наличию и ценам на основные виды продовольствия, что позволит принимать продуманные решения о необходимости ввода ограничений на вывоз, импорт основных видов продуктов.
Кто бы спорил, информационная система (какое продовольствие, где и в каких количествах хранится, по каким ценам реализуется и сколько надо придержать для себя, а сколько можно разрешать на экспорт) - дело тоже необходимое, как и сама складская инфраструктура. Но почему тогда “вместо”, а не “вместе”?
По данным Министерства сельского хозяйства примерно двухлетней давности, когда инициатива прежнего министра торговли по масштабному строительству ОРЦ вовсю пропагандировалась, дефицит по стране овощехранилищ составлял порядка 70 процентов, а в некоторых регионах достигал 90 процентов, что приводило к большим потерям продукции и невозможности ее длительного хранения. Еще бы, в Талдыкоргане, например, на месте советского овощехранилища открыли боулинг, и в похожие игры сыграли не только там.
Нет, что-то и создавалось: на сегодняшний день в Казахстане есть девять оптово-распределительных центров, 1171 склад овощехранения, созданный частным бизнесом. Мощность всех складов составляет 3,5 млн тонн. Это мы цитируем прежнего министра Бахыта СУЛТАНОВА. Слова сказаны в конце прошлого года не только как некое оправдание задержки с возведением ОРЦ, но и как доказательство их необходимости, поскольку все потери из-за недостатка хранилищ ложатся на конечную стоимость продукции.
А вот если бы правительство реализовало утвержденные им самим планы, то уже к урожаю-2020 удалось бы понизить цены на продовольствие сразу на 25 процентов за счет новых эффективных механизмов хранения и распределения. Еще к осени того года планировалось построить пять ОРЦ в трех областях: Алматинской, Павлодарской и Туркестанской. Они смогли бы принять 600 тысяч тонн свежего урожая. Второй этап был запланирован на 2021 год, третий - на 2022-й. В результате сеть должна была вырасти до 24 ОРЦ, способных хранить 4,8 млн тонн продукции. И такая сеть в перспективе не только обеспечивала бы внутренний рынок, но и создала бы устойчивые транспортно-логистические каналы с основными экспортными рынками - так ставил вопрос Минторг времен Бахыта Султанова. И мы подтверждаем: это правильная постановка вопроса.
Правда, у профессионалов были сомнения. Например, наше издание (см. “Пустая затея”, “Время” от 6.11.2020 г.) пересказало запрос депутата Мурата ТЕМИРЖАНОВА на имя премьер-министра, где говорилось, что в каждой области на базе социально-предпринимательских корпораций имеются складские помещения - стабилизационные фонды, которые не загружены до плановых мощностей и имеют сезонный характер работы. И что расходы на строительство и содержание ОРЦ лягут на стоимость продукции.
Да, как использовать имеющиеся мощности и не раздувать затраты - это важный вопрос. Но факт, что в стране должна быть современная сеть, способная принять весь выращенный урожай, обеспечить его полное сохранение и всю необходимую логистику по торговой системе, не вызывает никакого сомнения.
Но… правительство заволокитило исполнение - так уже в наше время квалифицировал ситуацию глава государства (дело было на расширенном заседании кабмина по итогам первого полугодия): “Более двух лет назад я дал поручение запустить Национальную товаропроводящую систему с сетью оптово-распределительных центров, но планы и публичные заявления остались на бумаге”. А отсюда поручения: “Поручаю правительству в октябре доложить, что сделано в этой сфере. Привлеките заинтересованных инвесторов”.
А еще Касым-Жомарт ТОКАЕВ добавил, что сегодня решения о запрете экспорта той или иной продукции принимаются без учета товарного баланса, что приводит либо к дефициту, либо к снижению привлекательности производства необходимых товаров: “Правительству следует утвердить правила формирования баланса ключевых товаров и, самое главное, разработать единую информационную систему мониторинга. Это позволит иметь достоверные данные об остатках продукции для принятия решений”.
Вот такая предыстория “переобувания” Минторга, получившего нового руководителя, насчет “неэффективной траты денег”. Ловко получается, теперь будет что докладывать главе государства в октябре: ничего не сделано, и делать не будем - неэффективные, дескать, траты. А вторую половину поручения насчет системы мониторинга, так и быть, выполним. Только не вместе с товаропроводящей системой, а вместо нее.
И мы с вами заранее можем рассказать, о чем поведает обещанный мониторинг: овощехранилищ не хватает, потери урожая избыточные, переработки недостаточно, логистика хромает, цены растут. И какой-нибудь следующий министр предложит строительство оптовых центров. Для начала пять ОРЦ в Алматинской, Павлодарской и Туркестанской областях, а всего в каком-нибудь 203… году понастроить 24 ОРЦ емкостью 4,8 млн тонн. И нам покажется, что где-то мы это уже слышали…
Впрочем, здесь не до смеха, речь идет о продовольственной, фактически национальной, безопасности. Причем в то время, когда почти весь мир сошел с ума: совершенно невообразимые события на внешних фронтах идут сплошным косяком, а будущее человечества, включая наше с вами, в тревожном тумане. Поэтому выводы из этого, в общем-то, рядового для нас события - правительство в очередной раз проваливает собственные действительно важные и нужные планы - должны быть самые серьезные, вскрывающие суть переживаемого нами переходного момента: действующая экономическая модель перестает работать, новой у правительства нет.
Как, собственно, нет такой новой экономической модели пока ни у кого: ни у экспертного сообщества, ни у широкой общественности. Потому что новая экономическая модель не может появиться раньше, чем будет осознана исчерпанность прежней и не будут сформулированы принципиально иные подходы о роли государства в экономике.
Вот на нашем примере вопрос: действительно ли государство должно брать на себя создание ОРЦ, а не пытаться в очередной раз вдохновлять частный бизнес? И в чем суть государственно-частного партнерства при дальнейшей эксплуатации товаропроводящей сети: государство тратит бюджетные деньги, частник вытаскивает свою прибыль? Подозрительное получается сотрудничество. Далее современная складская логистическая система - продолжение крупнотоварного производства сельхозпродукции, которого у нас… нет. Так почему бы государству помимо ОРЦ не взять на себя ответственность и за новую коллективизацию на селе?
И еще: как может правительство что-то такое планировать, чтобы потом искать неизвестно откуда появившегося инвестора? У нас ведь даже пакет национальных проектов, загляните, обеспечен финансированием лишь на треть, остальное - мечтания. Не пора ли переводить систему коммерческих банков на целевое финансирование проектов государственного плана социально-экономического развития?
Вот на какие вопросы нам срочно нужны ответы.
Пётр СВОИК, рисунок Игоря КИЙКО, Алматы