2160

Минторг переобувающийся

Сеть овощехранилищ и оптово-распределительных центров (ОРЦ) действительно необходима для продовольственной безопасности. Но рьяно взявшееся за строительство такой сети правительство сначала заволокитило дело, а затем и вовсе отказалось от ОРЦ. Почему?

Минторг переобувающийся

Не успели в правительстве поменять министра торговли и интеграции, имеющего ввиду важности направления еще и статус вице-премьера, как в Минторге признали основную фишку бывшего министра и заместителя главы правительства - строительство оптово-распределительных центров - “неэффективной тратой денег”. Вместо этого ведомство, дескать, разработает информационную систему, которая объединит все сети, хранилища и торгующие объекты для сбора оперативной информации по наличию и ценам на основные виды продовольствия, что позволит принимать продуманные решения о необходимости ввода ограничений на вывоз, импорт основных видов продуктов.

Кто бы спорил, информационная система (какое продовольствие, где и в каких количествах хранится, по каким ценам реализуется и сколько надо придержать для себя, а сколько можно разрешать на экспорт) - дело тоже необходимое, как и сама складская инфраструктура. Но почему тогда “вместо”, а не “вместе”?

По данным Министерства сельского хозяйства примерно двухлетней давности, когда инициатива прежнего министра торговли по масштабному строительству ОРЦ вовсю пропагандировалась, дефицит по стране овощехранилищ составлял порядка 70 процентов, а в некоторых регионах достигал 90 процентов, что приводило к большим потерям продукции и невозможности ее длительного хранения. Еще бы, в Талдыкоргане, например, на месте советского овощехранилища открыли боулинг, и в похожие игры сыграли не только там.

Нет, что-то и создавалось: на сегодняшний день в Казахстане есть девять оптово-распределительных центров, 1171 склад овощехранения, созданный частным бизнесом. Мощность всех складов составляет 3,5 млн тонн. Это мы цитируем прежнего министра Бахыта СУЛТАНОВА. Слова сказаны в конце прошлого года не только как некое оправдание задержки с возведением ОРЦ, но и как доказательство их необходимости, поскольку все потери из-за недостатка хранилищ ложатся на конечную стоимость продукции.

А вот если бы правительство реализовало утвержденные им самим планы, то уже к урожаю-2020 удалось бы понизить цены на продовольствие сразу на 25 процентов за счет новых эффективных механизмов хранения и распределения. Еще к осени того года планировалось построить пять ОРЦ в трех областях: Алматинской, Павлодарской и Туркестанской. Они смогли бы принять 600 тысяч тонн свежего урожая. Второй этап был запланирован на 2021 год, третий - на 2022-й. В результате сеть должна была вырасти до 24 ОРЦ, способных хранить 4,8 млн тонн продукции. И такая сеть в перспективе не только обеспечивала бы внутренний рынок, но и создала бы устойчивые транспортно-логистические каналы с основными экспортными рынками - так ставил вопрос Минторг времен Бахыта Султанова. И мы подтверж­даем: это правильная постановка вопроса.

Правда, у профессионалов были сомнения. Например, наше издание (см. “Пустая затея”, “Время” от 6.11.2020 г.) пересказало запрос депутата Мурата ТЕМИРЖАНОВА на имя премьер-министра, где говорилось, что в каждой области на базе социально-предпринимательских корпораций имеются складские помещения - стабилизационные фонды, которые не загружены до плановых мощностей и имеют сезонный характер работы. И что расходы на строительство и содержание ОРЦ лягут на стоимость продукции.

Да, как использовать имеющиеся мощности и не раздувать затраты - это важный вопрос. Но факт, что в стране должна быть современная сеть, способная принять весь выращенный урожай, обеспечить его полное сохранение и всю необходимую логистику по торговой системе, не вызывает никакого сомнения.

Но… правительство заволокитило исполнение - так уже в наше время квалифицировал ситуацию глава государства (дело было на расширенном заседании кабмина по итогам первого полугодия): “Более двух лет назад я дал поручение запустить Национальную товаропроводящую систему с сетью оптово-распределительных центров, но планы и публичные заявления остались на бумаге”. А отсюда поручения: “Поручаю правительству в октябре доложить, что сделано в этой сфере. Привлеките заинтересованных ­инвесторов”.

А еще Касым-Жомарт ТОКАЕВ добавил, что сегодня решения о запрете экспорта той или иной продукции принимаются без учета товарного баланса, что приводит либо к дефициту, либо к снижению привлекательности производства необходимых товаров: “Правительству следует утвердить правила формирования баланса ключевых товаров и, самое главное, разработать единую информационную систему мониторинга. Это позволит иметь достоверные данные об остатках продукции для принятия ­решений”.

Вот такая предыстория “переобувания” Минторга, получившего нового руководителя, насчет “неэффективной траты денег”. Ловко получается, теперь будет что докладывать главе государства в октябре: ничего не сделано, и делать не будем - неэффективные, дескать, траты. А вторую половину поручения насчет системы мониторинга, так и быть, выполним. Только не вместе с товаропроводящей системой, а вместо нее.

И мы с вами заранее можем рассказать, о чем поведает обе­щанный мониторинг: овощехранилищ не хватает, потери урожая избыточные, переработки недостаточно, логистика хромает, цены растут. И какой-нибудь следующий министр предложит строительство оптовых центров. Для начала пять ОРЦ в Алматинской, Павлодарской и Туркестанской областях, а всего в каком-нибудь 203… году понастроить 24 ОРЦ емкостью 4,8 млн тонн. И нам покажется, что где-то мы это уже слышали…

Впрочем, здесь не до смеха, речь идет о продовольственной, фактически национальной, безопасности. Причем в то время, когда почти весь мир сошел с ума: совершенно невообразимые события на внешних фронтах идут сплошным косяком, а будущее человечества, включая наше с вами, в тревожном тумане. По­этому выводы из этого, в общем-то, рядового для нас события - правительство в очередной раз проваливает собственные действительно важные и нужные планы - должны быть самые серьезные, вскрывающие суть переживаемого нами переходного момента: действующая экономическая модель перестает работать, новой у правительства нет.

Как, собственно, нет такой новой экономической модели пока ни у кого: ни у эксперт­ного сообщества, ни у широкой общественности. Потому что новая экономическая модель не может появиться раньше, чем будет осознана исчерпанность прежней и не будут сформулированы принципиально иные подходы о роли государства в экономике.

Вот на нашем примере вопрос: действительно ли государство должно брать на себя создание ОРЦ, а не пытаться в очередной раз вдохновлять частный бизнес? И в чем суть государственно-частного партнерства при дальнейшей эксплуатации товаропроводящей сети: государство тратит бюджетные деньги, частник вытаскивает свою прибыль? Подозрительное получается сотрудничество. Далее современная складская логис­тическая система - продолжение крупнотоварного производства сельхозпродукции, которого у нас… нет. Так почему бы государству помимо ОРЦ не взять на себя ответственность и за новую коллективизацию на селе?

И еще: как может правительство что-то такое планировать, чтобы потом искать неизвестно откуда появившегося инвестора? У нас ведь даже пакет национальных проектов, загляните, обеспечен финансированием лишь на треть, остальное - мечтания. Не пора ли переводить систему коммерческих банков на целевое финансирование проектов государственного плана социально-экономического развития?

Вот на какие вопросы нам срочно нужны ответы.

Пётр СВОИК, рисунок Игоря КИЙКО, Алматы

Поделиться
Класснуть