Министерство плохих прогнозов
Минэнерго собственным приказом утвердило провальную перспективу электроэнергетики на следующие семь лет
Война в Украине заслонила собой наши собственные проблемы, в том числе в электроэнергетике, а ведь они никуда не делись, только обострились. Вот, посмотрите, что вытекает из недавнего приказа министра энергетики, утверждающего прогнозные балансы электрической энергии и мощности на 2022-2028 годы.
На нынешний год (читай - на предстоящий осенне-зимний сезон) максимум электрической нагрузки спрогнозирован величиной 17,6 ГВт, а располагаемая способность всей казахстанской энергосистемы покрывать эту нагрузку - 18,2 ГВт, и то при условии ввода на Экибастузской ГРЭС-1 аварийного еще с советских времен первого блока мощностью 509 МВт. Вроде бы с совсем крохотным запасом, но проходим. Однако это только на бумаге, потому что из-за износа и повышенной аварийности энергосистема недотягивает до располагаемой мощности мегаватт по пятьсот, а временами и больше.
Не зря в том же приказе в строчке “дефицит генерации без учета необходимого резерва” реалистично проставлено 576 МВт, а ниже с учетом резерва все 1327 МВт. Еще есть строчка “дефицит регулировочной мощности”, то есть такой, которая способна работать по диспетчерскому графику, компенсируя вечерний и утренний потребительские пики, а также зависящую от природных стихий работу солнечных и ветровых станций, которых у нас построено уже под 2000 МВт. Так вот дефицит этой наиболее остро необходимой (привет “зеленой” энергетике!) маневренной генерации на этот год показан министерством величиной 894 МВт.
И это, знаете ли, тревожно.
Соответственно, уже подсчитан и зафиксирован в приказе дефицит выработки на нынешний год - 4,6 млрд кВт-ч, или 4 процента от ожидаемого потребления. Немного, скажете вы. И да, 4 процента, это немного. Хотя спросите себя, согласны ли вы на эти проценты урезать свои потребности. А вся экономика? А согласны ли вы потерять эти 4 процента не равномерно по году, а в результате какой-нибудь системной аварии из-за недостатка мощностей и перегрузки сетей, причем посередине отопительного сезона?
Впрочем, мы пока рассмотрели те таблички из приказа, которые относятся ко всей энергосистеме Казахстана, и считайте, что дефициты невелики и цифры прямо-таки убаюкивающие.
Все познается в сравнении, и вот вам те же расклады по Южной (все, что южнее Караганды) энергетической зоне. Максимум нагрузки на этот год - 4,5 ГВт, располагаемая мощность - 1,8 ГВт, дефицит без нормативного резерва - 2,6 ГВт, с необходимым резервом - 3 ГВт, или 67 процентов от потребительской нагрузки. Дефицит маневренной генерации - 449 МВт, дефицит выработки - 14,8 млрд кВт-ч, или 55 процентов.
Только без паники, успокоят нас специалисты: Северная зона Казахстана элементарно подпитывается из России, а для передачи в Южную зону имеются три ЛЭП-500. Те самые, которые друг за другом отключились при охватившем весь юг Казахстана, Киргизию и Узбекистан блэкауте 25 января, добавим мы. Причина - близкая к предельной загруженность межсистемных линий даже в нормальном режиме.
Ну ладно, этот год и, даст бог, следующий как-нибудь проживем. А вот что прогнозирует нам Министерство энергетики на горизонте семи лет? Смотрим: максимум нагрузок на уровне 2028 года подрастет до 20,2 ГВт, в среднем по 425 МВт годового прироста. Располагаемая мощность к тому времени вырастет до 20,8 ГВт, в том числе за счет ввода, подсчитано точно, 3293 МВт новой генерации. При этом дефицит, если уж вводы подсчитаны так скрупулезно, исчезнет? Ан нет, еще больше увеличится - до 647 Мвт, если без резерва, и до 1,5 ГВт относительно полагающегося резерва. Еще более угрожающе вырастет и дефицит маневренной генерации - до 1,1 ГВт.
Это в целом по Казахстану, а на юге громадная уже сегодня нехватка генерации практически такой и останется, разве что нынешние 55 процентов дефицита выработки сократятся до 51 процента.
“Стоп!” - воскликнем мы на этом месте. Вот когда бюро погоды публикует ненравящийся нам долгосрочный прогноз, мы, конечно, можем огорчаться, но никому в голову не придет требовать организовать ему на запланированный отпуск солнышко вместо дождя. Иное дело отраслевое министерство: как так можно планировать перспективу вверенной отрасли, чтобы, честно зафиксировав уже принявшее драматическую форму отставание, собственноручно закрепить в приказе еще больший откат на все следующие годы?
Видывали мы министерства и министров, лихо проваливавших грандиозные планы и ловко соскакивавших с ответственности. Но чтобы так - на семь лет вперед запланировать отраслевой провал, закрепить собственноручной подписью и планомерно к этому двигаться… с таким инновационным подходом встречаться еще не приходилось.
Дело, впрочем, не в Минэнерго. А в том, что осуществляемые и намечаемые планы строительства новых или реконструкции действующих электростанций и сетей они не министерские, а… корпоративные. Электроэнергетика у нас давно и надежно разобрана корпорациями, в каждой из которых секретным образом делят между своими наибольшие объемы наиболее дешевой электроэнергии, составляют необходимые, с их корпоративной точки зрения, и выгодные строительные проекты. Минэнерго, да, подписывает готовящиеся корпорациями инвестиционные соглашения, оглашает некие сводки энергетического строительства, зачитывает их на совещаниях и вставляет в прогнозные балансы. Но это деятельность учетчика, а не ответственного за отрасль ведомства. А вот чтобы иметь комплексный план устранения отставания и развития электроэнергетики, расписанный по объектам, срокам, деньгам, источникам финансирования и вытекающим из этого тарифам, такого нет.
Как, впрочем, нет и элементарно необходимых условий для наведения порядка в нынешней деятельности электростанций и сетей и организации инвестиционного процесса: нет балансирующего рынка электроэнергии и внятной, стимулирующей электростанции и потребителей тарифной политики, нет должного рынка мощности и нет единого закупщика. Хотя все это давно прописано в законодательстве и каждый год обещается.
Дело опять-таки не столько в Минэнерго, сколько в непробиваемости созданной системы использования электроэнергетики в качестве закрытой кормушки для примерно десятка корпораций, разделивших ее между собой. Причем в самом правительстве тоже есть кому держать оборону - это Министерство национальной экономики и его КРЕМ (комитет по регулированию естественных монополий), держащийся за право назначать тарифы, фактически ни за что не отвечая.
И это, удивительное дело, АЗРК (Агентство по защите и развитию конкуренции) при самом главе государства, сопротивляющееся переходу к единому закупщику и тем самым крышующее бессовестно лоббистскую дележку электроэнергии на оптовом рынке. Да, обещать из года в год что-то такое сотворить, чтобы оптовый рынок на какие-нибудь 30 процентов стал бы открытым и конкурентным, - это можно. Но фактически это и есть покровительство 99-процентной закрытой дележке, творимой из года в год.
Понятно, что какому-то Министерству энергетики (тем более что фактически это Министерство нефти и газа, у которого и по той линии проблем достаточно) никак не преодолеть такую сплоченную оборону. Если, конечно, на помощь не придут силы повыше. А пока Минэнерго только-то и остается, что выступать в роли министерства плохих прогнозов.
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы