3414

Порог недостаточности

О повышенный ЕНПФ порог достаточности для изъятия накоплений споткнулись на самом деле все - правительство и Нацбанк заодно с парламентом. Но высокие руководители делают вид, что их там не было

Порог недостаточности

В промежуток, когда День Независимости уже отпразднован, а волшебная новогодняя ночь еще не настала, самое время трезво оценить, что же нам несет реальный новый год и следующие надвигающиеся. Для этого достаточно взглянуть на полную социально-экономическую и политическую обстановку в стране через зеркало случившегося с ЕНПФ - там в глубине все ракурсы уже созревших и назревающих проблем.

В конце концов, газета “Время” тоже имеет отношение к идее использования средств ЕНПФ для приобретения жилья и лечения. Это ведь мы давно предлагали инвестировать будущие пенсии в реальную экономику, в находящуюся под государственным тарифным контролем инфраструктуру, а также в требующие поддержки направления, в то же сельское хозяйство. Для чего, говорили мы, половину траншей из Национального фонда в бюджет стоило бы распределить по счетам вкладчиков с правом использования их части на полезные для граждан и стимулирующие нацио­нальных производителей покупки.

Таким образом, говорили мы и продолжаем говорить, пенсионные накопления не расходовались бы, а прирастали, в том числе за счет интереса к пополнению со стороны самих вкладчиков, а экономика получила бы стабильный источник накоплений и инвестирования через заинтересованное участие массы работающих граждан.

И это, говорили мы и продолжаем говорить, тем более важно, потому что в стране (спасибо Национальному банку) нет производительного кредита, как нет и (спасибо правительству) нацио­нальной инвестиционной базы. Зато есть (спасибо им вместе) система внешнего кредитования и инвестирования, давно уже выводящая из страны валюты больше, чем заводится.

Благодаря чему, кстати сказать, платежный баланс Казахстана в устойчивом минусе, и это даже при усиленном возврате в страну валютных запасов Нацфонда. Поэтому угроза падения курса национальной валюты в наступающем году по прошествии всех торжеств все более реальна. Случись такое, это будет первая за весь суверенитет инициативная девальвация тенге не вдогонку рублю, а вниз от него, от чего неприятности такого сценария удваиваются.

Причем в рамках действующей вывозной экономической модели с вынесенной за пределы нацио­нальной юрисдикции экспорт­но-импортной и инвестиционно-кредитной деятельностью, с ролью тенге как “казахского доллара” рецепта оздоровления - с ликвидацией дыры в платежном балансе и с возвращением Нацфонда из расходного в накопительный режим - нет. Многовекторная внешняя эксплуатация углеводородных ресурсов Казахстана исчерпала свой потенциал, это объективно, и вопрос выходит на уровень смены экономического формата, внешнего и внутреннего. А это вопрос уровня помимо тех, кому мы уже сказали свое спасибо, еще и Высшего совета по реформам вместе с АСПиР (Агентство по стратегическому планированию и реформам).

Д а, совмещение пенсионного накопительства с национальным инвестированием не решает проблемы внешней кредитно-инвестиционной зависимости Казахстана, но позволяет сделать важный шаг в правильном направлении. Однако столичные политтехнологи вместе с лоббистами строительного рынка выхватили из пакета предложений только расходную часть, при этом натянули право пользования излишками только на 6-7 процентов и без того наиболее состоятельных вкладчиков. И то ценой такого занижения ежегодных порогов достаточности накоплений, при которых доживший до пенсии на эти свои накопления долго не проживет.

Такую пробоину в “Титанике” ЕНПФ все равно придется заделывать, говорили мы. Так оно и получилось, причем чрезвычайно показательным для раскрытия всех ролей образом.

Глава государства принимает политическое решение повысить минимальную заработную плату. Это правильно, ситуация давно требует. Но минимальная зарплата, как и прожиточный минимум, и минимальная пенсия - это высчитываемые по подробным методикам из потребительской корзины величины, и коль директор школы задал решать задачу с готового ответа, завучу надо было обратным ходом привести в порядок всю цепочку вычислений и выводимых величин.

Но ничего не сделали, минимальная зарплата так и осталась подвешенной сама к себе, а потом кто-то из исполнителей засунул именно ее, а не сохраненный в том же размере пенсионный минимум в расчетную формулу. И все - удвоенный порог достаточности перекрыл то, что государство разрешило, казалось бы, навсегда. Продление же прежних порогов до апреля - это из разряда “ложечки нашлись, но осадок остался…”.

На каком уровне произошел этот исполнительский эксцесс? Ответ важен для понимания того, что творится в Министерстве труда и соцзащиты и в ЕНПФ, но важнее другое: решение не исполнительского, а политического уровня - уровня перечисленных нами инстанций, несмотря на их, скажем так, полную непричастность.

На политическом уровне мы имеем существующую почти четверть века накопительную пенсионную систему, категорически своей функции не соответствующую.

Вначале предполагалось, что индивидуальное пенсионное накопительство полностью заменит советское солидарное, то была не только социально-экономическая, но и политико-идеологическая постановка задачи. Потом согласились на более здравую трехуровневую систему, но ведь и в ней базовая солидарная часть так и тянет почти всю нагрузку, тогда как накопительная компонента из обязательных взносов дает лишь малую добавку, добровольная же компонента почти полностью отсутствует.

Так, в бюджете этого года на солидарное соцобеспечение заложено 3818 млрд тенге, тогда как выплат из ЕНПФ не на жилье, стоматологию и отмывку через страховые организации, а именно пенсионных набежит не более 180 млрд. То есть меньше 5 процентов общей пенсионной нагрузки, и то такие доплаты достаются далеко не всем выходящим на пенсию.

Все упирается в структурный дефект самой вывозной модели: при зашкаливающем уровне самозанятости и при в разы меньше нормального уровня доле оплаты труда в ВВП, да еще при плавающей нацвалюте, накопительная система неработоспособна в принципе. Чего уже два десятилетия пытаются в упор не видеть высокие уполномоченные лица. И они же в упор не видят, что накопительный пузырь, содержащий даже после залпового слива еще 13,3 трлн тенге, существует без пользы для пенсионеров и развития экономики, на радость лишь финансовым спекулянтам.

А тем временем подготовленный по заданию президента “Энергетический баланс-2035”, например, требует вложить в электроэнергетику примерно столько же - 32,7 млрд долларов. И если деньги не найти, то тарифы придется удваивать уже в ближайшее время. Речь не о том, как быстрее спустить пенсионные накопления, а о том, как переделать экономический формат.

Пытаться использовать не решающую пенсионную задачу накопительную систему еще и для вытаскивания денег на жилищный рынок, как это сделало правительство, попутно задирая и там цены, было явной экономической ошибкой. А вот попытка дать задний ход, да еще столь неуклюжая, - это уже умножение экономической ошибки на политическую.

Интересно, кто первый скажет обо всем вслух? Делать непричастный вид из-за глубокого непонимания накопившихся проблем или, наоборот, из-за слишком глубокого понимания - даже не скажешь, что здесь опаснее. Так пусть же под Новый год нам приснится чудесный сон: правительство проснулось!

Пётр СВОИК, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть